Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Педагогическая теория » Диагностика детей группы риска в предшкольный период » Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Страница 7

Беседа, прежде всего, должна помочь учителю установить индиви­дуальный контакт с ребенком. В ее задачи также входит понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учиться; она должна содействовать выявлению его кругозора, его способности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение язы­ковыми средствами, навыками связной речи.

'Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: как тебя зовут? Сколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называется наш город, страна, где мы живем? Какие еще знаешь города, страны? Из кого состоит семья? Есть ли братья, сестры, младшие они или старшие? Где и кем работает мама, папа? Кто самый старший в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему мы все его празднуем? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (предлагается рассказать ее). Чем она тебе нравится? Любишь ли передачи про животных? Каких живот­ных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли идти в школу? Как ты думаешь, что там будет интересно? Готовишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе?

По ситуации могут быть заданы и другие вопросы, их набор мо­жет быть сокращен.

В процессе беседы выявляется также состояние педагогической подготовки ребенка к школе - знание букв, умение читать, представ­ление о составе числа, о форме предметов, величине.

Затем ребенку предлагаются для выполнения одно за другим диагностические задания. Сначала ребенок выполняет предлагаемые за­дания самостоятельно, но в случае, если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельнос­ти детей преследует одновременно две цели. Одна из них - помочь ребенку справиться с заданием, обеспечить его успешное выполнение. Вторая - выявить, насколько чувствительным оказывается ребенок к помощи, принимает ли, усваивает ли он ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти допущенные в самостоятельной работе ошибки и исправить их. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее является прогностически значимым показателем его по­тенциальных учебных возможностей, его обучаемости.

Оказание помощи ребенку происходит по принципу - от минималь­ной к максимальной. В соответствии с этим принципом последователь­но включаются следующие три вида помощи: стимулирующая, направля­ющая и обучающая. За каждой из них стоят разные степень и качест­во вмешательства педагога в работу ребенка.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения зада­ния или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, нацелить на решение задачи, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с ней. Учитель спра­шивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае - он указывает на нали­чие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмот­рен для случаев, когда у ребенка возникают затруднения в опреде­лении средств, способов деятельности, в планировании - в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены как в самом процессе работы ребенка (в этом случае он высказывает свои трудности учителю: "Не знаю, как начать, что делать дальше"), или они выявляются уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В обоих случаях учитель прямо или косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг на пути к решению, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку. В этих условиях особую диагностическую важность приобретает степень усвоения помощи, ко­торая служит главным критерием дифференциаций детей "группы риска" от детей с дефектологическими формами умственного недоразвития.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое о педагогике:

Методика изучения основных разделов объектно-ориентированного программирования
Данный параграф посвящён описанию методики изучения отдельных тем ООП в школьном курсе. Теоретический материал всех разделов можно найти в главе 1 данной работы. 1. Тема "Основные понятия ООП" Данная тема целиком и полностью относится к теоретическому наполнению курса, поэтому изучение её ...

Технологии природоохранной деятельности
Основным стратегическим положением природоохранной деятельности школьников может служить идея посильной индивидуальной помощи миру природы, их участия «в работе самой природы». Это положение выражается в формуле «мы природе». Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о благополучии тех или ...

Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Развитие государства, структурные преобразования на микро - и макроуровнях должны ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru