Организация работы. Для работы готовится карточка. На одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 кружков в каждой строке.
На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (образец):
Задание состоит из двух частей: 1- обучающая, 2 - основное задание.
Инструкция. Вначале разбирается образец: "Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки.) Назови их подряд по цвету: Красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше. Ребенок: "Желтый, кружок". Учитель: "Нет, ты называй только цвет. Слово "кружок" говорить не надо". После того как усвоен способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает названия предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом листочке, называй их подряд по строчкам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева направо, от первой строки к четвертой.
Оценка правильности "чтения" цветных кружочков:
1 уровень - "прочитано" без ошибок:
2 уровень - "прочитано" с 1 ошибкой;
3-4 уровень - допущено более одной ошибка.
3 и 4 уровни выполнения задания свидетельствуют о возможных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.
Знание № 6. - Упорядочивание.
Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, сформированность представления об упорядоченности.
Организация работы. Заранее готовятся картонные круги диаметром 5 см. с точками.
Круги расположены перед ребенком в беспорядке.
Инструкция: "Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точки мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что и в кругах есть точки."
Оценка задания на упорядочивание.
1-й уровень - задание выполнено полностью верно; порядок определен правильный.
2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов допущены 1-2 ошибки.
3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.
4-й уровень - допущено более 5 ошибок.
Задание № 7. - Выявление сформированности начальных геометрических представлений о составе числа (методика И.И. Аргинской).
Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы могут быть как одинаковые, так и разные). Для выполнения задания детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.
Инструкция: а) "Нарисуйте на листках столько же кругов, сколько на доске предметов:
б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;
в) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов;
г) обведите линией 6 квадратов;
д) закрасьте пятый круг.
Оценка уровня первоначальных математических представлений:
(оценивается качество выполнения всех подзаданий в совокупности)
1-й уровень - задание выполнено полностью верно.
2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.
3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.
4-й уровень - при выполнении задания допущено боле5 ошибок.
В случаях, когда ребенок во время индивидуального собеседования и выполнения предложенных заданий показывает очень низкие результаты, возникает необходимость получения дополнительной информации о его готовности к школе, обучаемости, его потенциальных учебных возможностях.
Целесообразно провести для этого еще одну встречу с ребенком - в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены плохим самочувствием, настроением ребенка.
Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется использовать еще одно задание - задание № 8.
Задание № 8. - Описание картинки с нелепыми ситуациями "Нелепицы". Задания такого рода часто печатаются в детских журналах. В приложении № 5 представлен возможный образец такой картинки. (Задание разработано С.Д.Забрамной, (1971г.). Методическая инструментовка его предложена Г.Ф. Кумариной)
Другое о педагогике:
Разработка плана проведения проекта в школе
С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо ...
Cоциально-педагогические условия развития креативности
младших школьников
В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому ...
Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию
конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержа ...