Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Педагогическая теория » Диагностика детей группы риска в предшкольный период » Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Страница 11

Назначение задания - выявление детей с сильными нарушениями в познавательной деятельности.

Организация работы - для работы заранее готовится картинка.

Инструкция: Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время. Если утвердительный, предлагает рассказать, что нарисовано на картинке. В слу­чае затруднения ребенку оказывается помощь:

1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, по­казывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает побуждающие к ответу вопросы ("Понравилась тебе картинка? "Что понравилось?" "Хорошо, молодец, правильно думаешь");

2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы:

"Смешная картинка?", "Что в ней смешного?"

3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано", "А такое может быть в жизни?" Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?" "А еще здесь есть что-нибудь необычное?"

Оценка выполнения задания:

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Пу­таница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкрет­ных фрагментов, фрагменты анализирует в определенном порядке (свер­ху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организо­ванности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполне­ния задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картин­ки фрагменты вычленяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в поисках нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик на­чал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке дру­гих фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка при­ходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимулирующую, направляющую помощь не «берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую си­туацию, применить при анализе других фрагментов.

Дети, которые на низком уровне выполнив задания № 1- №7, показали 3-4 уровень и при выполнении задания № 8, должны насторожить педагога.

В заключении считаем необходимым еще раз обратить внимание на важность и необходимость создания членами школьной психолого-педагогической комиссии, в процессе индивидуального изучения ре­бенка приветливой и доброжелательной атмосферы. Необходимо помнить, что изучение ребенка - это не экзамен, не ревизия успе­хов дошкольного этапа развития детей, а начало формирующей рабо­ты школы. Реакция педагога, занимающегося с ребенком, при всех вариантах его ответов должна быть положительной. Учитель обязан с использованием разных видов помощи обеспечить каждому выполнение заданий, естественно, на разных уровнях. Важно, чтобы с собеседо­вания ребенок уходил с ощущением, что он успешно справился со всеми заданиями и беседа с ним доставила учителю радость и удоволь­ствие.

Данные, полученные при индивидуальном изучении ребенка: наблюдения за его поведением, результаты беседы и выполнения всех диагностических заданий отражаются в протоколе индивидуального обследования (приложение №6). Здесь же получает отражение и содержание беседы с родителями будущего первоклассника. Таким об­разом, еще перед началом учебного года школьная психолого-педагогическая комиссия получает подготовленный по определенной програм­ме материал, который позволяет ей сделать достаточно объективную оценку школьной зрелости будущих первоклассников.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Другое о педагогике:

Понятия, структура, классификация проектной деятельности
Впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден в сельскохозяйственном обучении. С помощью проектов предлагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 1911 году. Подходы к ...

Виды внешкольные форм экологического образования
1. Значение неформального экологического образования Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в р ...

Характеристика деятельности детского сада в г. Алматы №53
Главная задача детского сада №53 состоит в том, чтобы устранить противоречия и создать детский сад, объединяющий, прежде всего, родителей-единомышленников, объединяющий мам и пап, одинаково отвечающих на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Основные принципы касаются следующих моменто ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru