Ниже представим набор диагностических заданий, используемых в процессе индивидуального изучения детей.
Задание № 1. - "Изготовление аппликации" (методика Н.А.Цирулик)
Назначение задания: диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат.
Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата – 2см х 2 см., 4 прямоугольных равнобедренных треугольников с катетом в 2 см., все одного цвета).
![]() |
Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение задания, 2 часть - оценка учеником выполненного задания и в случае необходимости переделка работы - изготовление новой аппликации.
Инструкция к 1 части работы: "Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?" Ребенок: "Лодочка". Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения".
Инструкция ко 2 части работы: "Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?" Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.
Оценка выполнения аппликации. При оценке учитываются:
а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется на основе первоначального обдумывания, планирования размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);
б) рациональность размещения фигур;
в) критичность в оценке выполненного задания;
г) желание, готовность исправить допущенные ошибки самостоятельно;
д) темп деятельности при выполнении задания.
1-й уровень - фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).
2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам себя корректировал.
3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания: при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить.
4 уровень - контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет.
Задание № 2. - Продолжение орнамента.
Назначение задания - установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.
Организация работы. Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.
Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен буквами), для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором выполняется задание.
Варианты задания предъявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым вариантом, предъявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и далее третий вариант задания предъявляются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущим. Второй и третий варианты уже в самом своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур- 2 вариант орнамента, или снимая их вовсе).
Другое о педагогике:
Классификация задач
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе д ...
Роль Ломоносова в создании Московского университета
Развитие высшего образования в России начал Петр I, в 1724 году он издал указ о создании Академии в Петербурге. В академии должны были вести научную и учительскую деятельность, поэтому при академии были созданы гимназия и университет. По замыслу Петра I они должны были сократить разрыв между Россие ...
Функции системы дополнительного образования детей
в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в сре ...