Ниже представим набор диагностических заданий, используемых в процессе индивидуального изучения детей.
Задание № 1. - "Изготовление аппликации" (методика Н.А.Цирулик)
Назначение задания: диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат.
Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата – 2см х 2 см., 4 прямоугольных равнобедренных треугольников с катетом в 2 см., все одного цвета).
Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение задания, 2 часть - оценка учеником выполненного задания и в случае необходимости переделка работы - изготовление новой аппликации.
Инструкция к 1 части работы: "Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?" Ребенок: "Лодочка". Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения".
Инструкция ко 2 части работы: "Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?" Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.
Оценка выполнения аппликации. При оценке учитываются:
а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется на основе первоначального обдумывания, планирования размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);
б) рациональность размещения фигур;
в) критичность в оценке выполненного задания;
г) желание, готовность исправить допущенные ошибки самостоятельно;
д) темп деятельности при выполнении задания.
1-й уровень - фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).
2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам себя корректировал.
3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания: при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить.
4 уровень - контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет.
Задание № 2. - Продолжение орнамента.
Назначение задания - установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.
Организация работы. Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.
Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен буквами), для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором выполняется задание.
Варианты задания предъявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым вариантом, предъявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и далее третий вариант задания предъявляются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущим. Второй и третий варианты уже в самом своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур- 2 вариант орнамента, или снимая их вовсе).
Другое о педагогике:
Опытное преподавание
Я проходила педагогическую практику в МОУСОШ № 27 г. Кирова и провела два факультативных занятия в гуманитарном 10 классе по теме «Приложения производной» (разработка одного урока представлена в приложении). Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и м ...
Коррекционная программа педагогической помощи детям группы риска
Так как исследование проводилось в октябре месяце 2002 года, то организуя с детьми группы риска серию коррекционных занятий, можно несколько улучшить их результаты. Задания должны быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики и координации движений рук, ...
Тенденции в мировой системе образовательного пространства
мировой образовательный пространство нововведение Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говори ...