Оценка уровня разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):
1-й уровень - прямоугольники размещены на листе рационально: обводятся, начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На листе уместилось их максимальное количество - 8.
2-й уровень - налицо попытка уместить как можно большее количество прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку), или между отдельными прямоугольниками оставляются зазоры, у ряда размещенных на листе фигур стороны оказываются срезанными.
3-й уровень - размещение прямоугольников на листе далеко от рационального, несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаимном расположении соблюсти определенную систему. В целом обведенными оказываются не более 4 фигур.
4-й уровень - прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично. Обведено не более 3 фигур.
Итоги фронтального изучения детей подготовительных к школе групп находят отражение как уже было сказано в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения детьми всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие наиболее высокий средний балл нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания воспитателей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы "Заключение" напротив фамилий этих детей делается пометка "рекомендован для индивидуального изучения".
б) Методы индивидуального изучения детей
В индивидуальном изучении детей на предшкольном этапе большая роль отводится лицам, которые непосредственно общаются с ними - родителям, воспитателям. Задача школьного педагога, отвечающего за этот этап изучения детей, - организовать наблюдения родителей и воспитателей, направить их внимание к тем сторонам развития будущих первоклассников, которые характеризуют их школьную зрелость. Помогут ему в решении этой задачи специально подготовленные для этого, заранее протиражированные школой материалы: "Анкета для родителей будущих первоклассников" (Приложение №2), "Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских садов" (Приложение №.3), "Схема педагогической характеристики выпускника детского сада" (Приложение № 4).
Важное место в индивидуальном изучении ребенка отводится и непосредственному общению с ним педагога. Организуется такое общение в форме индивидуального собеседования с ребенком, в которое также включаются и диагностические задания. При этом преследуется цель установить глубину, степень отставания ребенка в развитии, его восприимчивость к помощи, потенциальную обучаемость.
Для индивидуального собеседования ребенок приглашается вместе с родителями. Необходимо организовать дело таким образом, чтобы родители принесли с собой его поделки: рисунки, вышивки, модели, собранные из конструктора, фигурки из пластилина и любые другие изделия. Это существенно обогатит впечатление о ребенке, о его подготовленности к школе.
В тех случаях, когда родители на предыдущем этапе изучения детей не заполняли анкету, им предлагается сейчас ответить на ее вопросы устно. Родители могут присутствовать при последующей работе с ребенком, но в случае, когда это присутствие становится помехой, их просят подождать окончания обследования в другом помещении.
В программу индивидуального изучения ребенка входит беседа, а также выполнение им ряда диагностических заданий. Изучение основной массы будущих первоклассников проводится в детских садах. Но для случаев, когда ребенок не посещал детский сад и оказался вне поля зрения школьной психолого-педагогической комиссии, диагностирование проводится во время записи его в школу. Программа диагностирования строится членами школьной психолого-педагогической комиссией в этом случае с учетом индивидуальности ребенка с использованием методик, предназначенных как для фронтального, так и для индивидуального обследования.
Беседа с ребенком, знакомство с ним должны проходить естественно, непринужденно, не формально, ни в коем случае не походя на экзамен.
Другое о педагогике:
Этнологические основы современной теории
миграционной педагогики
В настоящее время средствами массовой информации уделяется пристальное внимание обостряющимся противоречием в сфере межнационального общения. Существующие различия интересов социальных групп и слоев, различия положения людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности обуславливают мн ...
Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...
Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации являет ...