Многими исследователями подростковый возраст признан как переходный этап становления самосознания. А возникновение самосознания – это итог осмысления подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкое изменение его поведения проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым.
Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему присущи острые нравственные переживания, мировоззренческие искания. Он противопоставляет себя обстоятельствам, существующему порядку, людям, ему противоречащим, что влечёт за собой неизбежное столкновение с этими противостоящими ему силами. Но помимо негативных последствий, подросток открывает свой внутренний мир. Стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, непохожесть на других, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
Юношеское «я» ещё неясно и туманно, оно зачастую переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении. Подростку необходимо понимание и признание от близкого человека. Хотя подросток имеет эмоционально-позитивное отношение к своей семье, но уже не желает решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей. Он стремится к установлению доверительных отношений с одним из своих сверстников. Найдя друга, подростки реализуют не только потребность в понимании, но и потребность в собеседнике, самораскрытии. Когда подросток после нескольких неудач в общении убеждает себя, что все попытки найти понимание бесполезны, то он выбирает одиночество. Закрытость подростка, наряду с зацикленностью на себе, неуверенность в своих силах, своей привлекательности, робостью приводит к одиночеству.
На формирование личности и поведения подростка заметное влияние оказывает школа.
Также важно для подростка наличие положительной групповой оценки в обществе (что оправдывает даже неудачи в межличностном общении). Подростки по большей своей части конформисты, им бывает трудно не идти за всеми, противостоять мнению группы, поскольку, сделав это, они теряют чувство безопасности, которое даёт принадлежность к группе. Если по какой-то причине человек отрывается от группы, либо отвержен ею (любые отклонения от нормативной модели – отсутствие интересов у подростка и их многообразие, слишком высокий или чрезмерно низкий интеллект и т.п.), непременно сталкивается с состоянием одиночества. В случае если подросток не имеет друга, который бы его понял, он становится, вдвойне, одинок.
В подростковом возрасте одиночество является естественным состоянием, если подросток выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному.
Признавая существование и психологическую содержательность подросткового одиночества, следует отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, самовоспитания у него тех или иных умений, интересов, активно заниматься спортом, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, сочувствия, сопереживания, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.
Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении».
Другое о педагогике:
Тестирование в текущем контроле
Для текущего контроля разрабатывают корректирующие и диагностические тесты. Корректирующие тесты, как правило, являются критериально-ориентированными: если процент ошибок учащегося превышает критериальный балл, то его знания нуждаются в коррекции. С помощью корректирующих тестов можно найти слабые ...
Игровые формы обучения, их роль в работе с детьми младшего школьного возраста
В современной педагогике наблюдается все более решительный отказ от традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, оптимизация учебного процесса (особенно у младших школьников) путем обращения к новым методикам, в том числе игровым. Игровые методы обучения нацелены на то, чтобы ...
Развивающие цели урока
Формировать и развивать умения анализировать; научить учащихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части, выделять отдельные существенные его стороны, переходить от конкретного к абстрактному, устанавливать связи причины и следствия; проводить синтез (практически или мысленно ...