Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества

Как известно, именно в общении реализуются и раскрываются общественные межличностные отношения человека. Таким образом, общение есть реализация всей системы отношений человека.

Нехватка общения как социального взаимодействия может вызвать переживания одиночества, при этом недостаток друзей или партнеров в общинной культуре будет считаться социальной неудачей.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния – проявляются те или иные психические свойства личности. А поскольку общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеется в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворении побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).

Психологические представления об одиночестве рассмотрены следующими психологами: Дж. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, К. Роджерс, Р. Вейс, Л.Э. Пепло, И. Ялом, К. Мустакас. У каждого из данных психологов существует своя точка зрения в рассмотрении одиночества, каждая из которых отличается от предыдущей и последующей.

Многие известные ученые (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.) внесли большой вклад в разработку проблем социальной перцепции, выявление механизмов и закономерностей межличностного познания. Несколько менее исследована проблема зависимости статуса членов группы от их умения оценивать структуру межличностных отношений в группе.

Впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

И.С. Кон писал, что в переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как одиночество и уединение. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им не только отрицательный, но и положительный смысл.

Межличностное восприятие – это сложный процесс построения образа другого человека, играющий важную роль в социальной адаптации, являющийся структурной частью общения. Становление адекватного межличностного восприятия происходит в процессе общения в коллективе подростков. В этом возрасте школьники проявляют обостренную чувствительность к особенностям личности сверстника. Подростковый возраст характеризуется бурной активностью, интенсивностью, высокой эмоциональностью во взаимоотношениях со сверстниками. Общение в коллективе – это особая деятельность подростка, предметом которой является другой человек. Именно в процессе такого общения происходит познание другого человека, и развиваются средства познания.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы «Взаимосвязь отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества».

Цель исследования. Изучить взаимосвязь отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества

Объект исследования. Отношения подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества

Предмет исследования. Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества

Гипотеза. Мы предполагаем, что оценка отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны, различна у мальчиков и девочек и проявляет динамику.

Задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме

2. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению взаимосвязи оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества у мальчиков и девочек в динамике

3. Проанализировать итоги эксперимента и разработать психолого-педагогические рекомендации.

Методы исследования. Теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, методы математико-статистического анализа.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №33 города Стерлитамака Республики Башкортостан. В эксперименте принимали участие учащиеся 5 и 6 класса в возрасте 10-12 лет. Количество испытуемых составляло 50 человек, из них 28 мальчиков и 22 девочки. А также, учащиеся 8-9 класса в возрасте 14-15 лет, в количестве 50 человек, из них 21 мальчик и 29 девочек.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами, педагогами в практической деятельности.

Апробация результатов исследования.

Проходила в рамках работы І Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гуманитарных и социальных исследований» (Стерлитамак, 2012); VІІ Межвузовской научно-практической конференции «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2012); на заседаниях кафедры педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии имени Зайнаб Биишевой.


Другое о педагогике:

Исторические аспекты проблемного обучения
Зарубежный опыт. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательску ...

Возрастные особенности подростков 10-12 лет
учебный тренировочный футболист физический Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Исход ...

Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в по ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru