Опыт работы в учреждениях социальной и психолого - педагогической поддержки позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а психолого-педагогические. Дети, живущие в таких учреждениях, будут копировать в своей будущей жизни ту модель, какую они видят каждодневно. В целом в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи трудятся добросовестные люди, которые любят детей, стараются заменить им семью, помочь стать полноценными гражданами. Однако иногда контакты педагогов и детей основаны на подчиненности, зависимости от старших, доминировании авторитарного стиля, ориентации воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований старших. Личность ребенка подавляется, деформируется, важным в нем признается только послушание, подчинение требованиям взрослых, безропотное выполнение требований. Неблагополучие в поведении ребенка нарастает, так как выход за рамки предписанного осуждается, что вызывает реакцию протеста и конфликт.
Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если живы его родители,- явление противоестественное, и в работе с ним следует учитывать его особенности. Одна из таких особенностей – нарушение привязанности как близких, теплых отношений между человеческими существами. Потеря привязанности для ребенка означает печаль, переживание утраты. Помимо нарушений привязанности у детей группы риска в целом очень сильно нарушена социализация, т. е. процесс вхождения в социальную среду, усвоения социального опыта, приобщения к системе социальных связей.
Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации - семьи - учреждением, что приводит к деформации процесса их социализации.
Организация жизни детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки должна максимально способствовать нормальному психическому развитию, а это возможно только тогда, если рядом с воспитанником находится взрослый человек, который мог бы замечать и оценивать первые успехи ребенка, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии. Всем специалистам, работающим с детьми в таких учреждениях, необходимо учитывать свойственную воспитанию детей вне семьи специфику организации и содержания их жизни, построения отношений.
Пребывание детей в учреждениях социальной и психолого - педагогической помощи и поддержки должно иметь целью: оказание целенаправленной помощи, обеспечение социальной компетенции, адаптацию к определенному учреждению, медицинскую и педагогическую реабилитацию, оказание социальной и правовой поддержки, направленной на воспитание у ребенка способности вы -живать в трудных условиях.
Большинство воспитанников сегодня вынуждено жить в детских домах, имея при этом живых родителей, а после совершеннолетия должны пытаться строить своими силами самостоятельную жизнь. Таким образом, задача всех этих учреждений заключается в том, чтобы помочь детям научиться вести самостоятельный образ жизни, научить их жить в обществе, при этом не заменяя им родителей, воспитание в семье. Однако детские дома, школы-интернаты не в полной мере готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни. Одна из причин такого положения заключается в том, что в воспитательной системе этих учреждений главное направление отношений между воспитанниками и взрослыми - это воздействие. Администрация воздействует на педагогов и воспитателей, а они - на детей. В такой системе отсутствует взаимодействие, а дети копируют эту модель, и в контактах между ними тоже нет взаимодействия на равных. Общение в этих учреждениях строится по вертикали: одни приказывают, требуют, критикуют, наказывают, другие подчиняются, сопротивляются и т. д.
Другое о педагогике:
Обучение английской фонетике на начальном этапе
Существует множество мнений о том, в каком возрасте следует начинать обучение иностранному языку. По результатам множества исследований, проведенных такими учёными, педагогами и психологами, как М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, К.В. Бардин, Б.Ю. Бахталина, З.Н. Никитенко, обучение иностранному язы ...
Теоретический анализ проблемы
творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Р.С. Немов рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не свод ...
Межпредметные связи в курсе начал анализа в старших классах гуманитарного
профиля
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и ее методов в другие отрасли знания. Необходимость связи межд ...