Ролевые экологические игры – это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д.
Они инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.
Прежде чем проводить ролевые игры мы совместно с учителем биологии предварительно серьезно подготовились (написали сценарии, распределили роли и т.д.).
1. Игра «Экологическая экспертиза» предполагает проведение экологической экспертизы плана строительства завода по переработке бытовых отходов в р.п.Емельяново (одна из основных проблем поселка см. Приложение 4). Вокруг этой проблемы и разворачиваются дискуссии между группой «экологов»: биологов, химиков, медиков и группой «промышленников»: инженеров, строителей, экономистов. Свое мнение высказывали и «социологи».
Ребятам игра понравилась дискуссии переходили в горячие споры, оказалось проблема нашего поселка тревожит учеников видимо и их близких, раз абсолютно все знают эту проблему.
2. Игра «Судебный процесс» направлена на освоение знаний по экологическому правоведению. Разыгрывается воображаемый судебный процесс над администрацией завода, обвиняемой в допущении экологической катастрофы (отравлении реки). Участвуют; судьи, прокурор, защита, обвиняемые, свидетели, эксперты.
Безусловно, указанные игры могут применяться для обучения старшеклассников, студентов, учителей. Они требуют хорошей организации проведения и достаточного времени.
3. Следующим мероприятием был экологический праздник «Всемирный день продовольствия» (24 октября 2008г.).
В этот день мы провели упражнение «Фруктово-овощной балет»
Основные цели. Идентификация с фруктами и овощами.
Ориентировочное время. 30 мин.
Материалы и подготовка. Нет.
Процедура. Участникам предлагается выбрать себе любой фрукт или овощ, затем на 20 мин нужно стать им, «переняв» его форму, движения и другие отличительные черты . О своем выборе не объявляется, надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного растения.
При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.
Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.
4. 23 мая 2008г. нами был проведен экологический праздник «Всемирный день охраны окружающей среды» (5 июня).
Считается одним из главных экологических праздников. Однако потому, что этот праздник приходится на летние каникулы, он до сих пор не имеет соответствующего резонанса в школах. В связи с этим Всемирный день охраны окружающей среды мы провели 23 мая 2008г.
В этот день мы напомнили школьникам о животных и растениях, занесенных в Международную Красную книгу, которая издается Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
В 1980г. ее 4-е издание включало 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид пресмыкающихся, 35 видов и 5 подвидов земноводных, 168 видов и 25 подвидов пресноводных рыб. По данным Комитета по растениям МСОП, к концу XX в. на планете может исчезнуть от 10 до 20 тыс. (!) видов растений.
Другое о педагогике:
Учебно-тематические планы практических
занятий
1. Принципы конструирования практических занятий Специфика дисциплины «Формообразование» заключается в том, что в ней одним из главных элементов обучения является творчество, которое осуществляется на практических занятиях. На лекционных занятиях и при проведении проверочных работ этот элемент прак ...
Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе
обучения иностранному языку
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в ...
Процесс обучения лексической стороне речи
Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Отсюда следует, что очень важно пробудить у учащихся интерес к постоянному расширению словарного запаса. Самым убедительным свидетельством владения словарем в глазах учителей и учащихся является способность принимать участие в обще ...