Виды внешкольные форм экологического образования

Страница 1

1. Значение неформального экологического образования

Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в рамках деятельности различных учреждений культуры: музеи природы и соответствующие отделы краеведческих музеев, зоопарки и ботанические сады, национальные парки и заповедники, «Дома природы» и т. д., в которых созданы экологические экспозиции. Экологические экспозиции – это специфическая форма демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования.

Учреждения неформального экологического образования обладают рядом преимуществ перед высшей и средней школой. В частности, люди посещают такие экологические экспозиции всегда добровольно, с хорошим настроением, воспринимая экологическую информацию как бы в ситуации отдыха. Кроме того, эти учреждения способны быстро реагировать на возникающие экологические проблемы (ядерная авария, острая угроза истребления определенных видов и т. д.), в то время как в школе изменение преподаваемого содержания требует ряда согласований и экспертиз.

Современный естественнонаучный музей уже не представляет собой просто кунсткамеру, собирающую, систематизирующую и хранящую различные природные материалы. Сегодня музей является средством активной пропаганды экологических и природоохранных знаний.

Наиболее традиционные подходы к формированию экологических экспозиций в музеях сводятся к следующим положениям.

1. Демонстрация большого по объему флористического, фаунистического и геолого-минералогического материала, размещенного по принципу научной систематики (академические музеи Москвы и Санкт-Петербурга). Такие экспозиции способствуют формированию широты представлений о мире природы.

2. Создание научных экспозиций экологического характера по принципу биоценотических сообществ растений и животных (комплексные естественнонаучные и краеведческие музеи).

3. Демонстрация охраняемых растений, животных, геологических объектов, информация об охраняемых территориях данной местности (музеи при заповедниках, ВУЗах, школах).

4. Проблемные экспозиции, отражающие сегодняшнюю ситуацию на уровне организма, популяции, сообществ, экологической системы, биосферы в целом на основе идей В.И. Вернадского и представлений современной экологической науки (музеи им. Тимирязева в Москве, им. Докучаева в Санкт-Петербурге и др.).

5. Экспозиции по теме «Охрана природы», построенные на основе принципа рационального природопользования. Такая экспозиция может состоять из четырех частей: общие проблемы охраны природы в их экологических и социальных аспектах; использование природных ресурсов на локальном, региональном и глобальном уровне; территориальные проблемы охраны природы; охрана природы на государственном я международном уровне.

Как правило, при музеях создаются кружки зоологов, ботаников, геологов и т. д. Для педагогов издаются различные методические материалы к экскурсиям, содержащие научно-справочные материалы.

Экскурсии школьников в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят сотрудники музея, хотя это могут делать и сами педагоги, предварительно разработав план занятия совместно с методистом музея. До похода в музей целесообразно провести предварительное занятие в классе, на котором ставятся проблемы, обозначается общая стратегия поведения и работы в музее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Использование элементов инновационных технологий на уроках английского языка
Основной целью обучения иностранного языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Личностно-ориенти ...

Межкультурное образование в детском возрасте - актуальная проблема современности
Неравенство в развитии государств и обществ стало столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают теперь правительства этих государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного существования различны ...

Коммуникативный подход к созданию системы упражнений как средство развития творческого мышления
инновационный творческий урок английский Обусловленная и определяемая современными требованиями ускоренного социально-экономического развития Казахстана и необходимостью подготовки адекватных темпам общемирового развития отечественных профессиональных кадров, способных обеспечить конкурентоспособно ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru