В национальных парках США на основе глубоких традиций (первый из них был создан в 1872г.) разработаны основные принципы учебно-просветительного подхода.
1. Отдается предпочтение «разъяснению и пропаганде знаний» по сравнению с прямыми запретами и ограничениями.
2. Еще вне парка проводится подготовка посетителей к восприятию информации – «развитие ожиданий».
3. В парке посетители получают «информационные услуги», помогающие им осознать ценность природы.
4. В путешествии посетителя вовлекаются в процесс познавания и повышают свою природоведческую квалификацию.
Задачи экологического образования и, прежде всего школьников, доминируют в деятельности российских национальных парков: Лосиный Остров (Москва, создан в 1983г.), Сочинский (1983г.), Самарская Лука (1984г.), Марий-Чодра (1985г.), Прибайкальский (1986г.) и др.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.
Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:
1) педагогов и студентов;
2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;
3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.
Примерами экологических троп могут служить: тропа природы «Матвеевский лес» на окраине Москвы, разработанная сотрудниками и студентами МГУ; тропа Бажукова в 40км от Свердловска, созданная студентами из дружин по охране природы Уральского университета, Свердловского архитектурного института и МГУ; тропа «Измайловская» (Москва) – создатели: Московская школа № 446, Академия педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования) и Измайловский лесопарк; тропа «Пущинская» – АПН СССР, Всероссийское общество охраны природы, Пущинский муниципалитет, Пущинский научный центр АН СССР (ныне Российская академия наук) и т. д.
Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологическая экскурсия (от лат. excursio – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.
На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъектно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.
Летний экологический лагерь – комплексная интенсивная форма экологического образования, проходящая в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды в рекреационном контексте.
Другое о педагогике:
Особенности словообразования у
дошкольников с ОНР
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, соз ...
Построение анкеты
Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку"). Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются: 1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследовате ...
Урок систематизации и обобщения изученного материала
Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет ...