Развитие операций логического мышления в дидактических играх

Страница 2

Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов подчеркивалось, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры у детей спрашивали, понравилась ли им игра, и давалась установка на следующую игру, которая будет еще интересной. Дети обычно с нетерпением ждали следующего раза.

В дидактических играх применялись разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Во время проведения дидактических игр у детей поддерживалась увлеченность игровой задачей. Для этого педагог должен быть участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливалась, если дети сами были заинтересованы в выполнении правил и следили за этим.

При выполнении игровой задачи требовалось от детей полной самостоятельности, поэтому дети до начала игры должны были уяснить ее задачу и правила.

Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно было, чтобы за это время не снижалась умственная активность, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно было следить за этим в коллективных играх. Прежде чем начать игру, необходимо было вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это было достигнуто благодаря использованию в дидактических играх загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети играли накануне.

Уровень сформированности операций логического мышления, выявленный в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, позволил определить поэтапность проведения дидактических игр.

1-ый этап. Включал в себя дидактические игры на формирование таких операций логического мышления, как анализ, синтез и сравнение, так как они лежат в основе всех мыслительных операций, подводящих к сравнению, обобщению и классификации.

Планировалась целая группа игр, чтобы обеспечить постепенное усложнение материала. Цель подобранных игр: совершенствование операций анализа, синтеза и сравнения, обобщения, классификации.

Игры на анализ, синтез, сравнение, общение и классификацию чередовались, материал постепенно усложнялся.

В экспериментальной работе главное место отводилось обучающей деятельности, так как обучение представляет собой целенаправленный процесс формирования у детей определённого кругозора знаний и умений. При этом мы опирались на работы А.П.Усовой, Р.И.Жуковской, А.И.Сорокиной, Е.И.Родиной и других о том, что систематическое обучение детей интеллектуальному развитию повышает их готовность к приобретению нового опыта. Характер протекания любой деятельности зависит от того, чем эта деятельность побуждается, то есть от её мотивов.

У дошкольников, как указывает А.Н.Леонтьев, отсутствуют собственно учебные мотивы, умение детей должно опираться на их конкретную деятельность.

Игровая мотивация создаёт в ряде случаев наиболее благоприятные условия для закрепления знаний, навыков, отсюда учебная задача, поставленная в форме игры, становится понятной ребёнку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Опыт обучения детей некоренных национальностей в 90-е годы
В последние годы заметны успехи поликультурного воспитания в России. При этом надо учесть ряд обстоятельств. Федеральный государственный стандарт средней школы предлагается на русском языке. К началу 90-х годов доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением на русском яз ...

Особенности ручного трудового воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Понятие «Ручной труд» появляется в программе воспитания и обучения в детском саду только в старшей группе (дети от 5 до 6 лет). Ручной труд призван развивать у детей желание делать что-либо своими руками, мастерить. В рамках ручного труда в старшей группе необходимо приучать использовать в самостоя ...

Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru