Исключительно важное место в жизни и деятельности людей занимает мышление. При обучении детей оно рассматривается в двух планах: во-первых, что должно быть сформировано у ребенка посредством и в результате обучения; во-вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное обучение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения.
Мышление - высшая степень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.
Вопросу формированию мышления необходимо уделять внимание с раннего детства.
Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер.
Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако, на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются сними, когда эти задачи представлены в словесном плане.
Средствами решения задач в словесном плане выступают такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение и классификация.
Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является дидактическая игра. О большом значении дидактической игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи (А. П. Усова, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Б. И. Хачапуридзе и другие).
В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. Она создана взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи.
Важность проблемы и одновременно недостаточная практическая разработанность определили выбор темы исследования.
Цель исследования – выявить и экспериментальным путём проверить эффективность условий использования дидактической игры при развитии операций логического мышления у старших дошкольников.
Объект исследования – развитие мышления как психического познавательного процесса в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – процесс развития операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс развития операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре будет осуществляться более эффективно, если будут соблюдены следующие условия:
1.Будет осуществляться развитие интереса к этому виду игр через подключение детей к созданию дидактического материала к играм, и совместного обсуждения педагогом с детьми правил игр и последовательности игровых действий;
2.Будет постепенно усложняться содержание и направленность игр: от анализа и синтеза как основы всех мыслительных операций к обобщению, сравнению, классификации;
3.Будет поощряться использование дидактических игр в свободной самостоятельной деятельности детей в условиях обогащения предметно – игровой среды.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) На основе анализа современной психолого-педагогической литературы определить основные подходы к формированию операций логического мышления и выявить специфику их развития у детей старшего дошкольного возраста;
2) Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать и реализовать в ходе формирующего эксперимента методику развития операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр;
4) Проанализировать результата экспериментальных данных.
Методологической основой исследования являются психологические концепции, раскрывающие природу человеческого мышления и педагогические теории развития логического мышления в процессе учебной деятельности, системный подход к изучению психических процессов: -теории мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Фридман, Н.А.Подгорецкая); -теории развития логического мышления (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, А.М.Матюшкин и др.); -теории игровой деятельности (Л.С.Выготский, М.Монтессори, Н.П.Аникеева, Е.И.Добринская, А.П.Журавлёв, Б.П.Никитин, С.А.Шмакова); -теории построения дидактических игр (Э.А.Базарз, Е.А.Вяхирева, Н.В.Фролова, О.Ю.Субботин, Г.П.Теске, Н.Г.Коленцева, Е.О.Алексеева)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент в единстве этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Методы презентации данных: диаграммы, таблицы.
Организация исследования: опытно – экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 97 Центрального района города Тулы. Исследование проводилось в 2006 – 2007 году. В нём приняли участие на различных этапах эксперимента 15 детей шестилетнего возраста, из них 9 девочек и 6 мальчиков.
Другое о педагогике:
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинар ...
Варианты типовых анкет
Содержание и форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых предполагается проводить анкетирование. Типовая анкета для опроса участников международных соревнований имеет следующий вид (разработана в ЦНИИФКе; приводится с некоторыми изменениями в соответствии с современными по ...
Игра, как игровая деятельность
внимание игра познавательный урок Классический анализ психологии игры, традиционно имеет своим объектом игровую деятельность детей в соответствующем их периоде, т.е. игра и есть ничто иное, как игровая деятельность у детей. В своих работах игра – тренинг А.Е. Ливанова, считает, что практически не м ...