Изучив результаты по исследуемой проблеме, выяснилось, что на разных этапах подросткового возраста существуют различия уровня одиночества у мальчиков и девочек. Такие показатели мы объясняем тем, что старшие подростки уже имеют достаточно широкий круг общения со сверстниками, имеют общий предмет для общения и взаимодействия друг с другом. Также, это можно объяснить и тем, что на данном возрастном этапе у подростков уже начинают проявляться романтические чувства к противоположному полу. Они сосредоточены на переживании чувства любви и нередко сомневаются в наличии этого чувства в собственных отношениях, обеспокоены этим. Все это может привести к замкнутости, отчужденности, желании побыть одному.
На основе полученных результатов, выявили динамику развития у младших и старших подростков по методике «Оценка отношения подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек). Результаты представлены в таблице 6.
Изучив результаты, мы выяснили, что различия по межличностному восприятию у младших и старших подростков имеют смысл. Из таблицы 6, видно, что различия существуют по индивидуалистическому и прагматическому типу восприятия индивидом группы. Такие показатели мы объясняем тем, что на межличностное восприятие влияет социометрический статус (свой и чужой), а также статусная иерархия группы и межличностных предпочтений.
Таблица 6
Таблица развития динамики по методике «Оценка отношения подростка с классом» младших и старших подростков
Тип восприятия индивидом группы |
Мальчики % |
Девочки % | ||
5-6 класс |
8-9 класс |
5-6 класс |
8-9 класс | |
Индивидуалистический тип |
14% |
29% |
5% |
10% |
Продолжение таблицы 6 | ||||
Прагматический тип |
14% |
0% |
9% |
3% |
Коллективистический тип |
72% |
71% |
86% |
87% |
Коллективистический тип имеет незначительные различия. Мы объясняем это тем, что на данных этапах подросткового возраста все же, главным является общение взаимодействие подростков друг с другом.
По результатам проведенного исследования нами разработаны рекомендации для подростков, их родителей и педагогов. При этом мы опирались на труды Немова Р.С., Бодалева А.А. и др.
Рекомендации для подростков
1. Изучай самого себя. Ищи причины твоей неудовлетворенности.
2. Ищи человека, который сможет тебя понять и, с которым ты будешь откровенен.
3. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы. Познакомься с новыми людьми.
4. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.
5. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.
6. Лучше «активное уединение». Займитесь любимым делом, сходите в кино или театр, почитайте, послушайте музыку.
7. Постарайтесь быть более дружелюбным с другими людьми. Сделайте что-нибудь полезное для кого-то. Поищите новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на дискотеку, на вечер) Сделайте себя более привлекательным (измените прическу, купите или сшейте новую одежду, займитесь физкультурой).
Рекомендации для педагогов
Основные задачи первичной поддержки сводятся к следующему:
1. Помочь подавленному сложившейся ситуацией ребенку сконцентрироваться на решении своей проблемы.
2. Психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации.
3. Оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.
4. При необходимости демонстрировать подростку определенные образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, ви́дения перспектив, логического анализа жизненных ситуаций. Это усиливает возможности «Я» подростка, который может эти образцы усвоить и со временем использовать в своем поведении.
5. Предоставлять подростку необходимую информацию, что повышает его мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает необоснованные ожидания, что «все утрясется само собой».
Другое о педагогике:
Виды и примеры использования фонетических игр
Как уже было сказано выше, фонетические игры занимают важное место в процессе обучения английскому языку. Существует множество классификаций, подразделяющих игры по целям, которые они преследуют, по продолжительности, по уровню знаний, на который они рассчитаны. Среди отечественных и зарубежных пси ...
Сущность коммуникативной компетенции и её структура
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуман ...
Проблема нравственного воспитания в современной России
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умею ...