Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Страница 4

Изучив результаты по исследуемой проблеме, выяснилось, что на разных этапах подросткового возраста существуют различия уровня одиночества у мальчиков и девочек. Такие показатели мы объясняем тем, что старшие подростки уже имеют достаточно широкий круг общения со сверстниками, имеют общий предмет для общения и взаимодействия друг с другом. Также, это можно объяснить и тем, что на данном возрастном этапе у подростков уже начинают проявляться романтические чувства к противоположному полу. Они сосредоточены на переживании чувства любви и нередко сомневаются в наличии этого чувства в собственных отношениях, обеспокоены этим. Все это может привести к замкнутости, отчужденности, желании побыть одному.

На основе полученных результатов, выявили динамику развития у младших и старших подростков по методике «Оценка отношения подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек). Результаты представлены в таблице 6.

Изучив результаты, мы выяснили, что различия по межличностному восприятию у младших и старших подростков имеют смысл. Из таблицы 6, видно, что различия существуют по индивидуалистическому и прагматическому типу восприятия индивидом группы. Такие показатели мы объясняем тем, что на межличностное восприятие влияет социометрический статус (свой и чужой), а также статусная иерархия группы и межличностных предпочтений.

Таблица 6

Таблица развития динамики по методике «Оценка отношения подростка с классом» младших и старших подростков

Тип восприятия индивидом группы

Мальчики %

Девочки %

5-6 класс

8-9 класс

5-6 класс

8-9 класс

Индивидуалистический тип

14%

29%

5%

10%

Продолжение таблицы 6

Прагматический тип

14%

0%

9%

3%

Коллективистический тип

72%

71%

86%

87%

Коллективистический тип имеет незначительные различия. Мы объясняем это тем, что на данных этапах подросткового возраста все же, главным является общение взаимодействие подростков друг с другом.

По результатам проведенного исследования нами разработаны рекомендации для подростков, их родителей и педагогов. При этом мы опирались на труды Немова Р.С., Бодалева А.А. и др.

Рекомендации для подростков

1. Изучай самого себя. Ищи причины твоей неудовлетворенности.

2. Ищи человека, который сможет тебя понять и, с которым ты будешь откровенен.

3. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы. Познакомься с новыми людьми.

4. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

5. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.

6. Лучше «активное уединение». Займитесь любимым делом, сходите в кино или театр, почитайте, послушайте музыку.

7. Постарайтесь быть более дружелюбным с другими людьми. Сделайте что-нибудь полезное для кого-то. Поищите новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на дискотеку, на вечер) Сделайте себя более привлекательным (измените прическу, купите или сшейте новую одежду, займитесь физкультурой).

Рекомендации для педагогов

Основные задачи первичной поддержки сводятся к следующему:

1. Помочь подавленному сложившейся ситуацией ребенку сконцентрироваться на решении своей проблемы.

2. Психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации.

3. Оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.

4. При необходимости демонстрировать подростку определенные образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, ви́дения перспектив, логического анализа жизненных ситуаций. Это усиливает возможности «Я» подростка, который может эти образцы усвоить и со временем использовать в своем поведении.

5. Предоставлять подростку необходимую информацию, что повышает его мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает необоснованные ожидания, что «все утрясется само собой».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Виды и примеры использования фонетических игр
Как уже было сказано выше, фонетические игры занимают важное место в процессе обучения английскому языку. Существует множество классификаций, подразделяющих игры по целям, которые они преследуют, по продолжительности, по уровню знаний, на который они рассчитаны. Среди отечественных и зарубежных пси ...

Сущность коммуникативной компетенции и её структура
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуман ...

Проблема нравственного воспитания в современной России
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умею ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru