6. Предоставлять советы и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным, внушать надежду и способствовать возможностям подростка для самоанализа и готовности к тому, чтобы справиться с ситуацией.
7. Защищать права и интересы подростка, быть посредниками в переговорах с родителями, специалистами, организациями, оказывать помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам и т. д.
Рекомендации для родителей
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, должна параллельно со школой осуществляться в семье.
1. Помочь высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок;
2. Дать понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям;
3. Дать время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и выразить свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния;
4. Объяснить ребенку в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем;
5. Дать возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, — в частности, предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д.
Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, родители должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.
Выводы по главе 2
В группе девочек 5-6 классов, по результатам исследования взаимосвязи оценки отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества преобладают значения с низким уровнем субъективного ощущения одиночества, и составляет 81%. Показатели среднего и высокого уровня субъективного ощущения одиночества имеют меньшее значения. Также, по результатам эксперимента на выявление типа восприятия индивидом группы преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы, и составляет 86%. Показатели прагматического и индивидуалистического типа восприятия индивидом группы имеют также меньшие значения. По результатам эксперимента в группе мальчиков 5-6 классов определились следующие значения. На выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества: значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества составляет 71%. Результаты на определение типа восприятия индивидом группы таковы. Преобладает значение с коллективистическим типом восприятия и составляет 72%.
По результатам проведенного эксперимента выявились следующие взаимосвязи. В группе прямо пропорциональную корреляцию имеет уровень субъективного ощущения одиночества с индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы и обратно пропорциональную взаимосвязь с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. В группе девочек обратно пропорциональную взаимосвязь имеет уровень субъективного ощущения одиночества с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. В группе мальчиков уровень субъективного ощущения одиночества имеет прямо пропорциональную взаимосвязь с индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы и обратно пропорциональную взаимосвязь с коллективистическим типом восприятия индивидом группы.
В группе девочек 8-9 классов, по результатам исследования взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества преобладают значения с низким уровнем субъективного ощущения одиночества, и составляет 69%. Показатели среднего и высокого уровня субъективного ощущения одиночества имеют меньшее значения. Также, по результатам эксперимента на выявление типа восприятия индивидом группы преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы, и составляет 87%. Показатели прагматического и индивидуалистического типа восприятия индивидом группы имеют также меньшие значения. По результатам эксперимента в группе мальчиков 8-9 классов определились следующие значения. На выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества: значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества составляет 90%. Результаты на определение типа восприятия индивидом группы таковы. Преобладает значение с коллективистическим типом восприятия и составляет 71%.
По результатам проведенного эксперимента взаимосвязей не выявлено.
На основе полученных результатов мы выявили динамику развития по исследуемой проблеме. В младшей и старшей подростковой группе у мальчиков и девочек наблюдаются различия. У мальчиков 5-6 классов по индивидуалистическому типу -14%, 8-9 классов 29%, прагматический тип в 5-6 классах 14%, 8-9 класс 0%, коллективистический тип, 5-6 класс 72%, 8-9 класс 71%. У девочек 5-6 класса индивидуалистический тип 5%, 8-9 класса 10%, прагматический тип 5-6 класс 9%, 8-9 класс 3%, коллективистический тип в 5-6 классах 86%, 8-9 класс 87%. Также, наблюдаются различия по высокому уровню субъективного ощущения одиночества у мальчиков в 5-6 классах 11%, в 8-9 классах 0%, у девочек 5-6 класса 5%, 8-9 класс 7%, средний уровень у мальчиков 5-6 класса 18%, 8-9 класса 10%, у девочек 5-6 класса 14%, 8-9 класса 24%, низкий уровень у мальчиков 5-6 класса 71%, 8-9 класс 90%, у девочек 5-6 класса 81%, 8-9 класс 69%.
Другое о педагогике:
Проблемы современного мирового образовательного пространства
Рассматривая общие тенденции развития образования в глобальных масштабах, скажем, что за последние 20—30 лет (и не забывая при этом очень существенных региональных различий, особенно в странах с различным общественным строем) нетрудно видеть достижения, которыми человечество вправе гордиться. Сотни ...
Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
Реформы образования проходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основно ...
Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на
уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
адекватная самооценка школьный воспитывающий С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьник ...