Характеризуя одиночество, как психологическое состояние, следует сказать о том, что, прежде всего, оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отделенности от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отделенность от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря, на наличие острой внутренней потребности в общении.
От того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность подростка, отрабатываются модели поведения, идет поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса или дворовой компании).
Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.
Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента выявилось, что оценка отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны. Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества можно объяснить тем, что индивидуалистический тип восприятия индивидом группы в подростковом возрасте приводит к высокому уровню одиночества. И наоборот, коллективистический тип восприятия индивидом группы указывает на низкий уровень одиночества. Зная, что на данном этапе, у подростков возникает потребность в общении со сверстниками, а высокий уровень одиночества и индивидуалистический тип восприятия индивидом группы не дает возможности для удовлетворения этой потребности, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения возникших проблем в общении со сверстниками у подростков.
В группе старших подростков взаимосвязей не выявилось. Это мы объясняем тем, что в данный период у подростков меняется круг интересов. Они все больше приобщены к общению со сверстниками и совместной деятельности. Их волнует результат, который они получат от совместной деятельности. В данный период ощущение одиночества носит, скорее всего, временный и эмоциональный характер. Соответственно, можно сказать о том, что существует динамика развития во взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества и оценкой отношений подростка с классом.
Также, по результатам исследования выявилось, что взаимосвязь оценка отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества у девочек и мальчиков в младшей и старшей подростковых группах различна. Это мы объясняем тем, что, во-первых, главной причиной являются половые различия. Как известно, у девочек психофизиологическое развитие происходит быстрее, нежели чем у мальчиков. Также следует отметить, что мальчики обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов. Однако такое объяснение не является удовлетворительным, поскольку повышенная ранимость мужского пола сохраняется в течение всей жизни. С психологической стороны у большинства мальчиков (до 12 лет) преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения между людьми поверхностные, конкретные. Внимание девочек привлекает сам человек, его внутренний мир. В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые закрыты для посторонних.
Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения высокого уровня одиночества и индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы у подростков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что оценка отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны, различны и проявляет динамику, подтверждается. Задачи дипломной работы выполнены, цели достигнуты.
Другое о педагогике:
Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к
своей профессии
Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...
Понятие и виды самооценки
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведен ...
Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, отечественная наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что является ведущей деятельностью в этом возрасте, ка ...