Изобразительное искусство

Страница 1

Использованием полихудожественного подхода на уроке музыкальной литературы позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средствами.

Музыка и живопись.

Связь музыки и живописи открыта еще много веков назад. Еще Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. А художники находили в музыке темы для своих полотен. Например, Антуан Ленен «Юные музыканты», Пьетра Лонги «Концерт».

Оба искусства пользуются одними понятиями, чтобы наиболее выразительно передать нужный образ. Так, для живописи важны понятия ритм, движение, гамма цвета, для музыки – звучание цвета, холодный и теплый звук.

Первый год занятий музыкальной литературой – это фундамент всего обучения. Здесь формируется музыкальный язык учащихся, багаж основных знаний, умений и навыков. Для формирования музыкального языка желательно выбирать доступные и понятные темы. Примером может послужить тема «Звуки осени».

В качестве музыкальных примеров использовались сочинения П. И. Чайковского пьесы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень», С. С. Прокофьева музыка из балета «Золушка».

Осенняя тематика очень распространена и в живописи, поэтому на уроке была представлена презентация картин одного из самых ярких знатоков осеннего пейзажа И. И. Левитана.

Например, при изучении жанра оперы, в 4 классе, рассматриваются произведения со сказочным сюжетом. К ним относятся «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Сюжет опер ученикам уже известен, так как это известные сочинения А. С. Пушкина. Для более яркого представления картины происходящего действия на уроке был применен полихудожественный подход, а именно связь музыки и живописи. Наиболее благоприятно к данной теме подошли иллюстрации к сказкам В. А. Серова, И. Я. Билибина, М. А. Врубеля.

Программа второго года обучения рассматривает шедевры классики зарубежной музыки. Кроме творчества отдельных композиторов, изучаются и стилевые направления в искусстве. Одна из тем – «Искусство барокко».

Для того, чтобы ученики лучше поняли специфику того времени, наиболее ярко проникли в ее суть, было проведено внеклассное мероприятие «Путешествие в барокко». Для реализации заданной цели был применен полихудожественный метод. В качестве музыкальных примеров использовались произведения Француа Куперена, Георга Фридриха Генделя, Джираломо Фрескобальди, Антонио Вивальди. Чтобы передать звучание старинных инструментов (клавесина и органа), музыкальные номера исполнялись на электронных музыкальных инструментах (электронное пианино и синтезатор). Просмотр презентаций работ великих мастеров архитектуры (Лоренцо Бернини) и живописи (Питер Пауль Рубенс) познакомил всех присутствующих с шедеврами мирового искусства. А также были представлены литературные сочинения представителей барокко Михаила Ломоносова и Андреаса Грифиуса.

5. Французский композитор Клод Дебюсси – представитель направления импрессионизм. А его произведение «Море» вызывает наибольший интерес. Так, при помощи слайд - презентации фотографий моря, передающих разные его состояния, репродукций картин И. К.Айвазовского, ученики получили более точное представление о произведении.

6. К последнему году обучения ученики накапливают достаточно большой объем информации. Умение анализировать музыку, следить за развитием музыкальных образов, все это дает возможность использовать в программе произведения с более трудным и серьезным содержанием. Например, кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Это монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, созданное на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.

Влияние кино на музыку ясно чувствуется в кантате, особенно в изображении "Ледового побоища": центральная часть кантаты дана как цепь проносящихся контрастных кадров, и в этой "кинематографической" динамике также заключается интересная особенность произведения Прокофьева. Чтобы более ясно представить все события, происходящие в кантате, были просмотрены кадры из кинофильма «Александр Невский». Это помогло и при характеристике главных образных сфер и действующих лиц.

“Зримость” образов – характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Для композитора очень важно видеть кинокадры, почувствовать, впитать в себя характер и ритм каждой сцены.

Кантата «Александр Невский» описывает исторические события, происходящие в России. Для того чтобы ученики окунулись в далекие времена, была представлена презентация картин на исторические темы. Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Процесс обучения лексической стороне речи
Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Отсюда следует, что очень важно пробудить у учащихся интерес к постоянному расширению словарного запаса. Самым убедительным свидетельством владения словарем в глазах учителей и учащихся является способность принимать участие в обще ...

Мышление как познавательный психический процесс
Мышление психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализм ...

Интегрированные занятия
В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных учреждениях стали пользоваться большой популярностью. Интеграция — это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных курсов в единое целое. Интегрированное занятие — это занятие, которое базируется на осн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru