Изобразительное искусство

Страница 4

Организация учебного содержания по принципу блоков позволяет объединять детей и педагогов единым интересом, творческим поиском, стремлением создать общую картину, композицию, праздник; обеспечивает содержательное общение детей друг с другом и со взрослыми. Содержание, концентрирующееся в блоке (цикле) вокруг той или иной темы, как и сами темы, может иметь варианты. Например, в блоке «Наши друзья животные» выделены варианты темы: «Зоопарк», «Театр зверей». «Выступление в цирке», «На ферме». Работа по блокам не означает, что в период реализации комплекса не могут быть затронуты и другие темы, привлекшие внимание детей и воспитателей или связанные с интересными событиями в жизни образовательного учреждения, с праздниками и др. В каждом блоке используются разные формы работы: занятия, самостоятельная, свободная и частично регламентированная детская деятельность, досуги, экскурсии, праздники.

Автором данной работы была проведена опытно-экспериментальная работа с использованием межпредметных связей на уроках русской и татарской музыкальной литературы. Исследование проводилось с 2010 по 2011 годы в Черемшанской детской школе искусств.

Теоретико-методологической основой

работы являются: концепции развития творческого потенциала личности Андреева В.И., Мещеряковой Л.В., Рындак В.Г.; теории эстетического отношения к действительности Борева Ю.Б., Киященко Н.И., Лосева А.Ф.; психологические теории восприятия искусства Выготского Л.С., Мелик-Пашаева А.А.; концепция формирования музыкальной культуры Горюновой Л.В., Школяр Л.В.; концепция полихудожественного развития личности школьника Юсова Б.П.

В результате опытно-экспериментальной работы выяснилось, что с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в развитии эстетического школьников.

С использованием полихудожественного образования уроки музыкальной литературы стали проходить более эмоционально, так как у школьников повысился интерес к обучаемому материалу. Ученики научились воспринимать, анализировать, высказывать о музыке свое впечатление и мнение, свою точку зрения. Использование полихудожественного подхода на уроках музыкальной литературы помогает учащимся ориентироваться не только в музыке, но и в поэзии, живописи, в изобразительном искусстве; помогает узнать больше об эпохе, в которой жили и творили музыканты, художники, поэты, писатели.

Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие эстетического потенциала детей является актуальной важнейшей задачей в современной педагогической практике. Эстетическое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкальными занятиями. Именно музыкальные занятия помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Как уже говорилось, воспитательное и образовательное значение музыкальной литературы как учебного предмета определяется ее разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин в музыкальной школе.

Полихудожественное обучение свидетельствуют о согласованности содержания начального музыкального образования. Через музыкальную литературу это содержание имеет выход к эстетическим и гуманитарным предметам средней школы: литературе и изобразительному искусству, истории, особенно при изучении музыкально - театральных жанров. Г. Нейгауз писал, что «На низших ступенях развития учащегося . совершенно неизбежен комплексный метод преподавания и что педагог должен быть одновременно и историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано».

Содержание предмета музыкальной литературы позволяет в учебном процессе одновременно воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы школьников, делая их развитие более разносторонним и гармоничным.

Полихудожественный подход формирует потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по - своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Полихудожественное воспитание помогает глубже развивать эстетические особенности детей, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Уроки искусства развивают не только разум, но и облагораживают чувства. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано ее отстаивать. Самое главное - у ребенка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Основные принципы системы образования в адаптивной модели
Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. 1.Гуманизация образования означает, чт ...

Примеры использования песенного материала на уроках фонетики
Еще с древних времен люди использовали песни для обучения языку, и по сей день этот метод остается эффективным. Это связано с тем, что музыка воздействует на правое полушарие, а речь – на левое. Поэтому сочетание музыки и рифмы способствует быстрому запоминанию новой лексики, звуков и даже интонаци ...

Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в строго определенной последовательности ее этапов. Анализируя литературу, посвященную методике формирования и развития проектных умений, можно выделить несколько основных этапов работы: 1. Работа на этапе предпроектн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru