Психологи и педагоги прошлого и настоящего по - разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать познавательную активность ученика?
Что значит стимулировать познавательную активность ученика? Что такое стимулирование? Как педагогическое явление, познавательная активность – это двусторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. В силах учителя помочь ученику активизировать его познавательную деятельность, способствовать повышению качества знаний. Однако, следует отметить, что начиная с пятого класса и далее понижается познавательная активность учащихся, снижается количество учеников обучающихся на «отлично» и «хорошо», особенно к 7 классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резерв для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха. Анкетирование учителей показывает, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.
Толковый словарь Ожегова дает следующее определение стимулирования. Стимулирование – это внешнее воздействие, побуждающее активность личности, оказывающее определенное влияние на мотивацию ученика. Какие же источники, пути и методы внешнего воздействия необходимо использовать на уроке.
Источники познавательных процессов включают в себя три направления. Первое – это содержание учебного материала, путями реализации которого являются: - реализация принципа новизны материала;- использование элементов историзма;- открытие нового в известном;- показ достижений современной науки;- обоснование практической значимости знаний;- использование элементов внимательности.
Пути реализации второго источника стимулирования познавательного процесса – отношения учителя с учащимися:
- обеспечение и поддержание доброжелательных отношений;
- проявление педагогического оптимизма;- обеспечение поддержки начинаний учителя учениками;- организация соревнований на лучшие творческие работы.
Третий источник стимулирования познавательных процессов – характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Какие пути реализации отвечают третьему источнику? Это:- многообразие самостоятельной работы школьников;- проблемное изложение знаний;- организация исследовательской работы;- решение творческих задач;- усиление практической направленности. Источники и пути стимулирования неразрывно связаны с методами стимулирования учащихся. Методы стимулирования подразделяются на 3 группы:
1. содержательные – посредством содержания;
2. организационные – посредством организации деятельности;
3. социально-психологические – посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания.
Другое о педагогике:
Задачи и методика проведения эксперимента
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...
Проблемы и пути решения современного мирового образовательного пространства
Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное пространство, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня. Все страны о ...
Специальные методики и задачи обучения детей сюжетному
рисованию как основа развития детского творчества
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства ...