Ведущим содержанием здесь является образ жизни образца – учителя, а работы осваиваются учениками по сопричастности к жизни Учителя.
Что характерно: учитель берёт себе в ученики только тех, кто ему подходит, и готовит индивидуально, в этом смысле, каждый ученик – "уникальное изделие" Мастера; в свою очередь, ученик имеет перед собой представление о конечном продукте предполагаемого учения: он точно знает, что может стать таким же, как Учитель-образец. Очевидно, такая организационная форма позволяет обучать лишь ограниченное число учеников (соответственно столько же, а то и меньше, выдавать специалистов).
С появлением индустриальных отношений, в условиях интенсивно развивающегося массового производства количество выпускаемых "изделий-учеников" перестаёт удовлетворять потребностям общества, что приводит к идее создания образовательной системы как массовой социальной технологии – второй этап становления педагогической деятельности. Здесь учитель – куда менее значимая фигура, он – элемент большой образовательной машины, а обучение – есть "индустриально-цеховое" производство. Ядром такой системы является "образовательный конвейер", который протаскивает учащихся через серии занятий с различными преподавателями-предметниками (схема 2).
В конце конвейера ожидается получение сертификата о пройденных занятиях. Задача преподавателя – "посадить" содержание своего предмета на всех учеников. Она, конечно же, не выполнима (на одного "садится", а на другого – не хочет) и поэтому обозначается формальными показателями: сколько занятий посетил, каков объём выполненных отчётов, как ответил на экзамене… Очевидно, что в этой системе – классно-урочной – проблема индивидуализации не может быть решена. Предмет и учитель – один, а учеников множество, все они очень разные и по-разному относятся к данному предмету. Конечным продуктом обучения является сертификат – список предметов, которые прослушаны, зачтены, проэкзаменованы.
В учебном плане третьего типа главное место занимают не теоретические лекции, семинары и лабораторные практикумы по закреплению теоретических знаний (они имеют здесь сервисную, факультативную функцию), а целевые работы, которые можно выполнять в имитационном режиме, не рискуя зарплатой, местом, авторитетом. Здесь можно пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания, приобретая постепенно вкус к мастерскому исполнению работ.
Движение на всех шагах подготовки условно разделено на два этапа: 1 – предуготовление к проектным разработкам (средняя школа), 2 – проектирование, реализация, эксплуатация и т.п. новых рабочих мест (высшие формы образования).
На втором этапе осваиваются проектировочная мыследеятельность и аналитика, обеспечивающая реализацию проектов, а также проводятся пусконаладочные работы и отрабатывается нормальное функционирование (эксплуатация) новой структуры рабочих мест. Последний год подготовки посвящается передаче накопленного опыта следующим поколениям в ходе работ по технологизации (выделению того, что необходимо транслировать) и захоронению ошибок.
Комплексный психолого-педагогический эксперимент (КППЭ). А.М. Аронов, В.Г. Васильев, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан
Необходимость организации комплексного психолого-педагогического эксперимента, по мнению авторов, возникла с появлением новых условий и постановкой новых целей школьного образования: освоение школой развивающего обучения согласно теории учебной деятельности Эльконина – Давыдова ("школа развития"), а также создание возможностей полноценного проживания ребёнком возраста через овладение ведущими для возрастных ступеней деятельностями ("школа взросления"). Именно такие (теоретически нагруженные) цели и связанное с ними психолого-педагогическое экспериментирование в школе и вузе требуют изменения форм и содержания образования педагогов, содержательного объединения педагогов школы и учёных университета, психолого-педагогического факультета (ППФ).
Другое о педагогике:
Методы воспитания народной педагогики
Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные цель ...
Трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых и беспризорных
детей
В 1920 г. под Полтавой была открыта колония "для малолетних правонарушителей" им. А. М. Горького, которую возглавил А. С. Макаренко, считавший, что организация нормальной жизни детей является сутью воспитательной работы, при этом он делал ставку на воспитательный коллектив. А.С. Макаренко ...
Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже
19 – 20 веков
Педагогическая наука в эмиграции связана с процессами вхождения деятелей русской эмиграции в иную культуру, создавая свои научные школы. Это научно-педагогическая школа С.И.Гессена в университете Лодзи в Польше, социально-педагогические школы П.А.Сорокина в США, Г.Д.Гурвича во Франции. Деятели педа ...