Смысл и содержание новых компетентностей педагогической деятельности

Страница 4

Ведущим содержанием здесь является образ жизни образца – учителя, а работы осваиваются учениками по сопричастности к жизни Учителя.

Что характерно: учитель берёт себе в ученики только тех, кто ему подходит, и готовит индивидуально, в этом смысле, каждый ученик – "уникальное изделие" Мастера; в свою очередь, ученик имеет перед собой представление о конечном продукте предполагаемого учения: он точно знает, что может стать таким же, как Учитель-образец. Очевидно, такая организационная форма позволяет обучать лишь ограниченное число учеников (соответственно столько же, а то и меньше, выдавать специалистов).

С появлением индустриальных отношений, в условиях интенсивно развивающегося массового производства количество выпускаемых "изделий-учеников" перестаёт удовлетворять потребностям общества, что приводит к идее создания образовательной системы как массовой социальной технологии – второй этап становления педагогической деятельности. Здесь учитель – куда менее значимая фигура, он – элемент большой образовательной машины, а обучение – есть "индустриально-цеховое" производство. Ядром такой системы является "образовательный конвейер", который протаскивает учащихся через серии занятий с различными преподавателями-предметниками (схема 2).

В конце конвейера ожидается получение сертификата о пройденных занятиях. Задача преподавателя – "посадить" содержание своего предмета на всех учеников. Она, конечно же, не выполнима (на одного "садится", а на другого – не хочет) и поэтому обозначается формальными показателями: сколько занятий посетил, каков объём выполненных отчётов, как ответил на экзамене… Очевидно, что в этой системе – классно-урочной – проблема индивидуализации не может быть решена. Предмет и учитель – один, а учеников множество, все они очень разные и по-разному относятся к данному предмету. Конечным продуктом обучения является сертификат – список предметов, которые прослушаны, зачтены, проэкзаменованы.

В учебном плане третьего типа главное место занимают не теоретические лекции, семинары и лабораторные практикумы по закреплению теоретических знаний (они имеют здесь сервисную, факультативную функцию), а целевые работы, которые можно выполнять в имитационном режиме, не рискуя зарплатой, местом, авторитетом. Здесь можно пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания, приобретая постепенно вкус к мастерскому исполнению работ.

Движение на всех шагах подготовки условно разделено на два этапа: 1 – предуготовление к проектным разработкам (средняя школа), 2 – проектирование, реализация, эксплуатация и т.п. новых рабочих мест (высшие формы образования).

На втором этапе осваиваются проектировочная мыследеятельность и аналитика, обеспечивающая реализацию проектов, а также проводятся пусконаладочные работы и отрабатывается нормальное функционирование (эксплуатация) новой структуры рабочих мест. Последний год подготовки посвящается передаче накопленного опыта следующим поколениям в ходе работ по технологизации (выделению того, что необходимо транслировать) и захоронению ошибок.

Комплексный психолого-педагогический эксперимент (КППЭ). А.М. Аронов, В.Г. Васильев, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан

Необходимость организации комплексного психолого-педагогического эксперимента, по мнению авторов, возникла с появлением новых условий и постановкой новых целей школьного образования: освоение школой развивающего обучения согласно теории учебной деятельности Эльконина – Давыдова ("школа развития"), а также создание возможностей полноценного проживания ребёнком возраста через овладение ведущими для возрастных ступеней деятельностями ("школа взросления"). Именно такие (теоретически нагруженные) цели и связанное с ними психолого-педагогическое экспериментирование в школе и вузе требуют изменения форм и содержания образования педагогов, содержательного объединения педагогов школы и учёных университета, психолого-педагогического факультета (ППФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Изучение музыкальной грамоты
Выполнение письменных заданий по музыкальной грамоте . Музыкальная грамота подразумевает умение записывать нотные тексты и воспроизводить их, а также владение основными музыкальными терминами. В сферу знаний и умений по данной теме входят умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных ...

Классификация задач
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе д ...

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое их них по-разному влияет на организм. Гигиенические факто ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru