Ведущим содержанием здесь является образ жизни образца – учителя, а работы осваиваются учениками по сопричастности к жизни Учителя.
Что характерно: учитель берёт себе в ученики только тех, кто ему подходит, и готовит индивидуально, в этом смысле, каждый ученик – "уникальное изделие" Мастера; в свою очередь, ученик имеет перед собой представление о конечном продукте предполагаемого учения: он точно знает, что может стать таким же, как Учитель-образец. Очевидно, такая организационная форма позволяет обучать лишь ограниченное число учеников (соответственно столько же, а то и меньше, выдавать специалистов).
С появлением индустриальных отношений, в условиях интенсивно развивающегося массового производства количество выпускаемых "изделий-учеников" перестаёт удовлетворять потребностям общества, что приводит к идее создания образовательной системы как массовой социальной технологии – второй этап становления педагогической деятельности. Здесь учитель – куда менее значимая фигура, он – элемент большой образовательной машины, а обучение – есть "индустриально-цеховое" производство. Ядром такой системы является "образовательный конвейер", который протаскивает учащихся через серии занятий с различными преподавателями-предметниками (схема 2).
В конце конвейера ожидается получение сертификата о пройденных занятиях. Задача преподавателя – "посадить" содержание своего предмета на всех учеников. Она, конечно же, не выполнима (на одного "садится", а на другого – не хочет) и поэтому обозначается формальными показателями: сколько занятий посетил, каков объём выполненных отчётов, как ответил на экзамене… Очевидно, что в этой системе – классно-урочной – проблема индивидуализации не может быть решена. Предмет и учитель – один, а учеников множество, все они очень разные и по-разному относятся к данному предмету. Конечным продуктом обучения является сертификат – список предметов, которые прослушаны, зачтены, проэкзаменованы.
В учебном плане третьего типа главное место занимают не теоретические лекции, семинары и лабораторные практикумы по закреплению теоретических знаний (они имеют здесь сервисную, факультативную функцию), а целевые работы, которые можно выполнять в имитационном режиме, не рискуя зарплатой, местом, авторитетом. Здесь можно пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания, приобретая постепенно вкус к мастерскому исполнению работ.
Движение на всех шагах подготовки условно разделено на два этапа: 1 – предуготовление к проектным разработкам (средняя школа), 2 – проектирование, реализация, эксплуатация и т.п. новых рабочих мест (высшие формы образования).
На втором этапе осваиваются проектировочная мыследеятельность и аналитика, обеспечивающая реализацию проектов, а также проводятся пусконаладочные работы и отрабатывается нормальное функционирование (эксплуатация) новой структуры рабочих мест. Последний год подготовки посвящается передаче накопленного опыта следующим поколениям в ходе работ по технологизации (выделению того, что необходимо транслировать) и захоронению ошибок.
Комплексный психолого-педагогический эксперимент (КППЭ). А.М. Аронов, В.Г. Васильев, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан
Необходимость организации комплексного психолого-педагогического эксперимента, по мнению авторов, возникла с появлением новых условий и постановкой новых целей школьного образования: освоение школой развивающего обучения согласно теории учебной деятельности Эльконина – Давыдова ("школа развития"), а также создание возможностей полноценного проживания ребёнком возраста через овладение ведущими для возрастных ступеней деятельностями ("школа взросления"). Именно такие (теоретически нагруженные) цели и связанное с ними психолого-педагогическое экспериментирование в школе и вузе требуют изменения форм и содержания образования педагогов, содержательного объединения педагогов школы и учёных университета, психолого-педагогического факультета (ППФ).
Другое о педагогике:
Теория экологической этики. Ценности
Ценности природы — это субъективная оценка ее значения, качества. Природа обладает массой ценностей. Некоторые из них полезны для человека и могут оцениваться экономически, в деньгах. Такие ценности называются экономическими, к ним относится хозяйственная ценность природы. Другие ценности очень тру ...
Экологическая этика в религии и народных традициях
Экологической этикой издавна «пропитаны» различные народные традиции и религиозные воззрения. Так, у разных народов существуют традиции, поверья, пословицы, основанные на добре, долге справедливости, симпатии, жалости, заботе, уважении и любви по отношению к животным, растениям, природе в целом, и ...
Пионерское движение – способ воспитания социальной активности детей
В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. ...