1. Урок-лекция.
Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции.
1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
4. Введение в тему.
5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
6. Применение знаний для решения практических задач.
Методика проведения урока- лекции.
При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.
Способы создания проблемной ситуации:
- постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения;
- создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия;
- постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;- возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.
Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения. Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях. Возможны различные варианты организации работы. Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является темой данного занятия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий. При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписать необходимые определения, теоремы и т. п., которые будут активно использоваться на уроке. Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя.
В проблемно-развивающем обучении предлагается следующая типология лекций.
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.
4. Лекция - пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
Другое о педагогике:
Констатирующий эксперимент и его анализ
Нами проводилось изучение состояния связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития, посещающих детский сад № 95 г. Красноярска. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления ...
Сольфеджио: содержание понятия. Связь сольфеджио с другими дисциплинами ДМШ
Само понятие «сольфеджио» как учебная дисциплина курса детской музыкальной школы может быть истолковано в узком и широком смысле. Сольфеджио в строгом смысле слова – это умение читать ноты, владение нотной грамотой. Вместе с тем в программу сольфеджио в детской музыкальной школе (под «детской музык ...
Классификация учебных проектов
Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации. Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов: 1. По доминирующей в проекте деятельности
: Исследовательские проекты. Основные требования к таким про ...