Уже в самые далёкие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя – такое общество. Те государства в истории развития человеческой цивилизации вырывались вперёд, где были лучшие системы образования, лучшие школы и учителя.
Зинченко А. утверждает, что по отношению к сферам общественной мыследеятельности сфера образования находится в режиме опережающего имитационного проигрывания и в то же время, система образования должна обеспечить подготовку специалистов согласно предъявляемым со стороны общества требованиям. На определённых этапах развития общества эти требования выглядели по-разному и, по сути, являлись предпосылками для каждого последующего этапа в становлении педагогической деятельности.
На первом историческом этапе учительская деятельность отождествлялась с Искусством, а учитель был Учителем с большой буквы – Мастером (конкретный человек, который хорошо умеет что-то делать). Ведущим содержанием здесь являлся образ жизни образца – учителя, а работы осваивались учениками по сопричастности к жизни Учителя.
С появлением индустриальных отношений, в условиях интенсивно развивающегося массового производства количество выпускаемых "изделий-учеников" перестаёт удовлетворять потребностям общества, что приводит к идее создания образовательной системы как массовой социальной технологии – второй этап становления педагогической деятельности. Здесь учитель – куда менее значимая фигура, он – элемент большой образовательной машины, а обучение – есть "индустриально-цеховое" производство.
Современная социокультурная ситуация в России – переходный период от индустриального общества к постиндустриальному. Для данной ситуации характерна высокая социальная и культурная динамика (когда за время жизни одного поколения проходят значительные изменения в ценностных ориентациях и социальном устройстве общества), а также – интенсивное межкультурное взаимодействие. В обществе бурно развивающихся технологий – когда объем информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет, – человеку, чтобы быть успешным, приходится менять место работы в среднем 3 – 5 раз в жизни. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть значимым "образовательным капиталом".
Но если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован в современном обществе?
Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций студентов (т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации и быть готовыми к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности) является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.
В связи с этим актуальным является трансформация "позиции учителя": от "транслятора знаний" к позициям модератора, консультанта, супервизора, тренера (для освоения которых учителю необходимо владеть инновационными видами деятельности: проектной, исследовательской и управленческой). В этом случае сама личность учителя становится "непосредственным содержанием образования".
Чтобы содействовать развитию компетенций, в обучении должны применяться новые методики и технологии, причем внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность студентов. Анализ образовательных технологий, используемых на сегодняшний день в вузах, указывает на сохранность традиционных подходов к организации и осуществлению процесса обучения, заключающихся в значительной степени репродуктивности лекционно-семинарской системы занятий при явном их преобладании над исследовательскими формами организации.
Вместе с тем, для мировых тенденций в современном вузовском образовании характерно усиление практико-ориентированного характера образования. Данное обстоятельство объясняется стремлением университетов подготовить специалистов, способных в максимально короткий срок адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности, новым информационным технологиям и системам коммуникации.
Актуальность дипломной работы определяется необходимостью создания новой системы образования, важным элементом которой является создание образовательных курсов нового поколения, которые не ограничены рамками "учебной дисциплины", но имеют межпредметный характер и направлены на "выращивание" у студентов новых современных компетентностей.
Цель дипломной работы – оформление концептуальных положений и принципов образовательных курсов нового поколения, выделение методики диагностики степени усвоения студентами методов исследовательской деятельности в курсе "Методы педагогических исследований" и её практическая апробация.
В соответствии с целью в дипломной работе были решены следующие задачи:
сделан обзор существующих проектов по организации новой системы образования;
выделены методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности, как те, которыми должен владеть педагог "третьего поколения";
разработаны общие технологические схемы организации педагогической деятельности в курсе "Методы педагогических исследований";
произведена реконструкция оснований оценки образцовых студенческих работ, на основе чего выделена критерии, входящие в методику диагностики степени усвоения студентами методов исследовательской деятельности в курсе "Методы педагогических исследований";
проведена практическая апробация выделенной методики на отчётах студентов группы ПМ – 42 образца 2002 г.; по результатам сделаны выводы.
Предметом дипломной работы является разработка принципов новых курсов, а также технологическое описание курса "Методы педагогического исследования".
Жанр дипломной работы – разработка.
Используемые в работе методы:
метод включенного наблюдения;
критический анализ литературы;
исследование "действием".
Основные результаты дипломной работы:
проведен обзор литературы, выделены основные положения и принципы образовательных курсов "нового поколения";
приведено технологическое описание курса "МПИ";
проведён анализ образцовых студенческих работ, выделены критерии для последующего анализа отчётов;
проведана практическая апробация выделенной методики, на основе чего сделана оценка усвоения методов исследовательской деятельности студентами группы ПМ – 42 (2002 г.) в курсе "МПИ".
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе описывается социально-культурная ситуация, обосновывается необходимость разработки новых педагогических курсов для формирования компетенций студентов; проводится анализ концепций новой системы современного образования; далее обозначаются методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности; раскрывается содержание исследовательской деятельности.
Во второй главе оформлены результаты авторского анализа существующих концепций новой системы образования, на основании которого выделены принципы, содержание и формы организации современных педагогических курсов; в качестве конкретного примера современной организации курсов нового поколения приводится концепция и выделяются технологические особенности курса "Методы педагогических исследований".
Третья глава – практическая. Проводится анализ образцовых студенческих работ с целью выделения критериев для последующей оценки отчётов; оценивается эффективность методов преподавания в курсе "МПИ" с позиции студента на основе анализа отчетов студентов ППФ группы ПМ – 42 (2002 г.) и отчетов студентов 4 и 5 курсов Красноярского государственного университета, где автор преподавал во время педагогической практики; сформулированы основные выводы по результатам применения методики о степени усвоения студентами методов исследовательской деятельности.
В заключении сделаны основные выводы, представлены результаты дипломной работы, а также – перспективы развития темы диплома. В конце дипломной работы приводится список используемой литературы и приложения.
Другое о педагогике:
Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта
«Ховрино»
Данный пункт практически не исправлен, потому что необходимо рассказать не только о беседах, но и о занятиях, играх, ток-шоу, выходах в театры, музеи, кинотеатры… Должно выглядеть как практика. Таких пункта должно быть 2. Разбить! При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношен ...
Условия развития познавательных игр на уроке математики
Возникновение игр обеспечивается подготовкой подходящей среды, в смысл понятия, которой мы включили: 1)наличие внешних условий, создающих благоприятное отношение к игре, вызывая тем самым интерес к ней, развивая через игру интерес к различным видам деятельности. 2)накопление различных навыков, дела ...
Создание публикации учащегося
На данном этапе я рассказываю учащимся о том, что существует различные виды печатных изданий: Афиша- реклама, одностороннее листовое издание, крупноформатное. Брошюра – непериодическое издание, в мягкой обложке, в виде скрепленных или склеенных листов. Буклет (Booklet) - как правило, многокрасочное ...