В 2002 – 2003 гг. автор данной работы, будучи студентом четвёртого курса, прослушал курс "Методы педагогического исследования" ("МПИ"); в 2003 г., являясь уже студентом пятого курса, автор в паре с другой студенткой преподавал курс "МПИ" у студентов четвёртых – пятых курсов биологического и химического факультетов. В результате оформилось собственное видение содержания курса, особенностей организации занятий, эффективности используемых педагогических приемов.
Необходимо отметить, что "МПИ" изначально проектировались как деятельностная форма образования, включающая в себя черты, описанные в пункте 2.1. данной главы. Базовой идеей являлось построение образования, в результате которого человек становится субъектом деятельности. Деятельностный подход в курсе "МПИ" предполагает такой вариант организации учебного процесса, в котором педагог не сообщает готовые знания студентам, а организует учебные ситуации, в которых студенты осваивают общие способы инновационных видов деятельности (управления, проектирования, исследования), добиваясь того, что студент сам вырабатывает знания и в результате глубоко понимает содержание предмета.
Концепция данного курса опирается на достижения системомыследеятельностного подхода (Московский методологический кружок, Г.П. Щедровицкий и др.) и культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.
В рамках системомыследеятельностного подхода была выделена структура мышления–деятельности (мыследеятельности), позволяющая различать и соотносить мышление, коммуникацию, действие, рефлексию и понимание. Обоснована ключевая роль коммуникации в выстраивании и освоении систем деятельности.
Культурно-историческая концепция рассматривается как рамка на структурирование учебного материала и организацию педагогического действия, определяемая положением Л.С. Выготского об интериоризации. В соответствии с данным положением о том, что сложные формы мышления и деятельности сначала осуществляются во внешней (коллективно-распределённой) форме и лишь потом интериоризируются и переходят в индивидуальную способность человека, и выстроен учебный процесс. При этом образовательное движение разворачивается с опорой на исходную базовую единицу – группа студентов и преподаватель – и заканчивается созданием конечной учебной единицы – студента, способного к самостоятельному мышлению и действию.
Кроме того, опыт экспериментирования в сфере гуманитарного образования на ППФ позволяет строить образование не только через чтение текстов гуманитарного содержания и опыт действования в "гуманитарных" ситуациях психологической и педагогической работы, но и как рефлексию своих и культурных форм мышления и понимания. При этом становится возможным "вычленение", "расклейка" способов и материала, на котором они разворачиваются.
Для организации образовательного процесса в таких условиях недостаточно деятельности "однопозиционных" новаторов или попыток собрать в одном лице функции нескольких позиций, необходимы кооперации различных позиций: педагога-предметника, психолога, методиста, учащегося (схема 1).
У преподавателя должен быть продуманный план организации учебной деятельности. Для решения определённых педагогических задач, связанных с целью обучения студентов, педагог пользуется методикой, которую он реализует с помощью различных педагогических техник, способов и приёмов. Позиция методиста, имеющего представления о технологии образовательного процесса и взаимодействующего через неё с педагогом, необходима для "удержания" в системе обоих слоёв: педагогического (преподаватель) и образовательного (студенты), – что позволяет учесть все факторы, влияющие на результаты процесса учения – обучения, и достичь наибольшей его эффективности. Всё вышеописанное действие ставит педагогический инженер (организация и управление образованием). Построенная система есть модель педагогической технологии. Технология в образовании – это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы педагога во всех процессах образования.
Другое о педагогике:
Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью
Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают ...
Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного
возраста
Метод - (от лат. "Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения . Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию ...
Технологии эстетического освоения природных объектов
Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природо ...