Концепция и технологические схемы "Методов педагогического исследования"

Страница 2

С другой стороны, технология выступает как практическое действие и описание знаний (схема 2). Чётко прописаны действия, которые приводят к одному и тому же результату.

Таким образом, можно говорить об изменении организации работы преподавателя вуза: вместо индивидуальной работы приходит командная работа преподавателей.

При организации учебного процесса в курсе "МПИ" учитывалась "двусторонность" учебного процесса. С одной стороны, было важно, что происходит со студентом в процессе обучения, каковы изменения в его развитии и что влияет на эти изменения. С другой стороны, преподаватель, который направляет деятельность студента, обеспечивает осознанное усвоение предлагаемого материала учащимся, организует учебный процесс таким образом, что на первый план выдвигается становление студента как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Образовательный процесс в курсе "МПИ" тематически был построен в логике формирования учебной деятельности ребенка, с учётом его психологических особенностей. Условно можно выделить четыре этапа:

Введение в курс "МПИ": теоретический раздел.

Целью данного этапа является "погружение" студентов в содержание курса: осознание ими того, что будет происходить на занятиях, какие знания, умения и способы деятельности предстоит освоить. У студентов формируются общие представления о методах педагогического исследования, происходит "настрой" на определённый вид деятельности – исследовательский.

Основной метод работы преподавателя при этом – сочетание трансляционного режима с дискурсивным обсуждением. Последнее необходимо для понимания "настроений" студентов, получения обратной связи, установления со студентами "дружеских" (преподаватель не диктатор каких-либо требований к студентам, а со - участник процесса обучения) доверительных отношений. К данному блоку относятся темы:

Понятие научно-исследовательской деятельности. Методология естественнонаучного и гуманитарного исследований;

Структура научного психолого-педагогического исследования. Требования к оформлению студенческой научной работы;

Общая характеристика методов педагогического исследования.

Усвоение содержания курса "МПИ".

Цель данного этапа: непосредственное освоение студентами методов педагогического исследования через деятельностную организацию обучения, т.е. обучаемые не просто изучают исследовательскую деятельность – они её исследуют.

Задача преподавателя: выстроить процесс обучения в логике разворачивания исследовательской деятельности, а именно: постановка проблемы → определение цели, задач → выделение объекта и предмета исследования → выдвижение гипотезы → выбор метода исследования → процедура → исследование → обработка полученных данных, анализ → представление результатов → выводы.

Освоение каждого метода (темы) завершается написанием студентами письменного отчёта о проведённом исследовании с собственными рефлексивными суждениями, выводами. Данный этап включает изучение следующих методов педагогического исследования:

Методы тестирования: 1) методика диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению; 2) оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности у младших школьников.

Метод наблюдения: исследование детской игры.

Методы опроса: беседа, интервью, глубинное интервью, фокусированное групповое интервью. Анкетирование.

Метод формирующего эксперимента: формирование психических новообразований в учебной деятельности; элементов теоретического мышления у младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Решение качественных задач
Тульчинский М. Е. писал: " Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике". Качественные задачи вызывают больший интерес, если в них предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или ...

Исторические аспекты проблемного обучения
Зарубежный опыт. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательску ...

Определение содержания и структуры учебно-методических рекомендаций по моделированию для студентов технологического образования
Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (методическое пособие, учебно-методические рекомендации, учебно-методическое пособие, видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и.т.п.). Изложение учебного материала не ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru