Концепция и технологические схемы "Методов педагогического исследования"

Страница 2

С другой стороны, технология выступает как практическое действие и описание знаний (схема 2). Чётко прописаны действия, которые приводят к одному и тому же результату.

Таким образом, можно говорить об изменении организации работы преподавателя вуза: вместо индивидуальной работы приходит командная работа преподавателей. sub zero appliance repair San Jose

При организации учебного процесса в курсе "МПИ" учитывалась "двусторонность" учебного процесса. С одной стороны, было важно, что происходит со студентом в процессе обучения, каковы изменения в его развитии и что влияет на эти изменения. С другой стороны, преподаватель, который направляет деятельность студента, обеспечивает осознанное усвоение предлагаемого материала учащимся, организует учебный процесс таким образом, что на первый план выдвигается становление студента как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Образовательный процесс в курсе "МПИ" тематически был построен в логике формирования учебной деятельности ребенка, с учётом его психологических особенностей. Условно можно выделить четыре этапа:

Введение в курс "МПИ": теоретический раздел.

Целью данного этапа является "погружение" студентов в содержание курса: осознание ими того, что будет происходить на занятиях, какие знания, умения и способы деятельности предстоит освоить. У студентов формируются общие представления о методах педагогического исследования, происходит "настрой" на определённый вид деятельности – исследовательский.

Основной метод работы преподавателя при этом – сочетание трансляционного режима с дискурсивным обсуждением. Последнее необходимо для понимания "настроений" студентов, получения обратной связи, установления со студентами "дружеских" (преподаватель не диктатор каких-либо требований к студентам, а со - участник процесса обучения) доверительных отношений. К данному блоку относятся темы:

Понятие научно-исследовательской деятельности. Методология естественнонаучного и гуманитарного исследований;

Структура научного психолого-педагогического исследования. Требования к оформлению студенческой научной работы;

Общая характеристика методов педагогического исследования.

Усвоение содержания курса "МПИ".

Цель данного этапа: непосредственное освоение студентами методов педагогического исследования через деятельностную организацию обучения, т.е. обучаемые не просто изучают исследовательскую деятельность – они её исследуют.

Задача преподавателя: выстроить процесс обучения в логике разворачивания исследовательской деятельности, а именно: постановка проблемы → определение цели, задач → выделение объекта и предмета исследования → выдвижение гипотезы → выбор метода исследования → процедура → исследование → обработка полученных данных, анализ → представление результатов → выводы.

Освоение каждого метода (темы) завершается написанием студентами письменного отчёта о проведённом исследовании с собственными рефлексивными суждениями, выводами. Данный этап включает изучение следующих методов педагогического исследования:

Методы тестирования: 1) методика диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению; 2) оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности у младших школьников.

Метод наблюдения: исследование детской игры.

Методы опроса: беседа, интервью, глубинное интервью, фокусированное групповое интервью. Анкетирование.

Метод формирующего эксперимента: формирование психических новообразований в учебной деятельности; элементов теоретического мышления у младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Задачи и методика проведения эксперимента
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...

Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо
На этот вопрос в 1930 г. Л.С. Выготский, выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, ответил так: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурд ...

Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru