Практическое применение краеведения на уроках литературы

Педагогическая теория » Краеведение на уроках литературы » Практическое применение краеведения на уроках литературы

Страница 1

Цель занятия

: образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации.

Основные методы и приемы

: эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с целью научить школьников обобщать, работать с источниками).

Оформление доски

: Тема занятия; портрет Константина Случевского, фотографии Кольского полуострова, на правой части доски эпиграф:

И подумаешь, бросив на край этот взоры:

Здесь когда-то в огнях допотопной земли

Кто-то сыпал у моря высокие горы,

И лежат они так, как когда-то легли.

К. Случевский.

Ход урока

1.

Лекция.

Учитель: Поэзия Кольского Севера возникла и формировалась подобно всем окраинным литературам. Первоначально это было творчество коренного населения, произведения фольклора. В дальнейшем, в конце 19 века и в первой половине 20, стихи создавались приезжавшими на Кольский полуостров поэтами. Они рассказывали о впечатлениях, полученных от посещения далекого и необычного для них края.

Первым поэтом, посетившим наши края, был Константин Случевский, побывавший на Кольском полуострове в 1885 году. После поездки он написал цикл стихотворений «Мурманские отголоски», посвященный другу-журналисту С. С. Трубачеву. Этот цикл содержит 12 стихотворений. Он был задуман и осуществлен Константином Случевским как попытка воплотить в слове, в художественном образе первозданность, красоту и музыкальную мощь северной природы.

Реализация домашнего задания

Учитель: Вашим домашним заданием было прочитать цикл стихотворений Константина Случевского «Мурманские отголоски». Какое стихотворение открывает его?

Ученики: Открывает цикл стихотворение без названия «Будто в люльке качает». Уже первая строчка передает непосредственное впечатление путешественника, прибывшего к северным берегам. В этом стихотворении впервые в поэзии на мурманском материале поставлена проблема взаимосвязи творческой силы мысли и морской стихии, более широко – противостояния и непростого соотношения человека и природы. Для автора несомненно, что мировые стихии природы первородны, они до человека и вне человека. Север предстает в стихах Случевского как мир древний, холодный и неприступный:

Неподвижны очертанья

Здешний скал и островов:

Это летопись страданья

Исковерканных пластов,

Эпопея или драма

Жизни каменных пород!

Небеса и море – рама,

Та же вся из года в год.

Учитель: Этот мир кажется неподвижным, он всегда из года в год один и тот же. Нужно помнить, что поэт наблюдал нашу погоду более века назад. Но и у него неподвижность, неприступность – только рама, фон многообразной, пестрой и полнокровной внутренней жизни природы. Цикл стихотворений разворачивается как ряд сменяющих друг друга экзотических картин.

Константин Случевский сравнивает Северную природу с Альпами и с Крымом, с Адриатикой и Геллеспонтом. Это позволяет автору оттенить ее своеобразие, сходство и несходство с другими краями земли. Случевский замечает вечного солнца полуночный лик, груды ребер китов погибших, двухсотлетние пигмеи-сосенки, что едва-едва кустов повыше.

Необходимость адекватно выразить в слове силу и мощь природы обращает поэта к сказочным мотивам. Скалы вдоль залива напоминают ему чудодейные дворцы, волны перед бурей – витязей шеломы, поселения людей – причудливые сказочные города. Понятие сказочности возникает в двух ликах. При описании жизни природы, для воплощения ее энергии, динамизма:

Волны – витязей шеломы,

Бури рев – их голоса!

Блещут очи…

Или экзотики, своеобычности:

Здесь, в заливе скалы

В чудодейные дворцы.

Для чего еще служит мотив сказки?

Ученики: Однако мотив сказки служит и для выражения потрясенности путешественника, занесенного за тридевять земель и обнаружившего, что и здесь теплится человеческая жизнь. Жизнь людей, как и жизнь природы, ни на что, виденное ранее, не похожа. В этом случае мотив сказочности должен выразить удивление древностью и красотой бытового уклада людей. Стих приобретает этнографический характер, по форме – ритм и интонацию пушкинских сказок. Периодически поморские селения пустеют – мужской народ в море на лето уйдет. И тогда бабы правят города, и чтоб бабам тем помочь, светит солнце день и ночь. Вполне можно увидеть в описании такого уклада жизни необычное, но это только антураж. На самом деле быт поморов традиционен и прост. У мужиков – тяжелый мужской труд, промысел, жизнь в постоянном соседстве со смертью. У баб – ожидание своих кормильцев, мольба за них перед богом. Константин Случевский не может не видеть драматизм повседневной жизни северян:

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Принципы и содержание современного высшего гуманитарного образования
В настоящее время много говорится о том, что традиционных методов обучения недостаточно для получения качественного образования учащимися, но в то же время в высших учебных заведениях ничтожно мало количество дисциплин, которые бы преподавались в другой, качественно иной форме. Введение новых предм ...

Механизм реализации воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при это ...

Ресурсное обеспечение
В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо. Необходимо учитывать, что в современный детский сад приходят дети с разным о ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru