Цель занятия
: образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации.
Основные методы и приемы
: эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с целью научить школьников обобщать, работать с источниками).
Оформление доски
: Тема занятия; портрет Константина Случевского, фотографии Кольского полуострова, на правой части доски эпиграф:
И подумаешь, бросив на край этот взоры:
Здесь когда-то в огнях допотопной земли
Кто-то сыпал у моря высокие горы,
И лежат они так, как когда-то легли.
К. Случевский.
Ход урока
1.
Лекция.
Учитель: Поэзия Кольского Севера возникла и формировалась подобно всем окраинным литературам. Первоначально это было творчество коренного населения, произведения фольклора. В дальнейшем, в конце 19 века и в первой половине 20, стихи создавались приезжавшими на Кольский полуостров поэтами. Они рассказывали о впечатлениях, полученных от посещения далекого и необычного для них края.
Первым поэтом, посетившим наши края, был Константин Случевский, побывавший на Кольском полуострове в 1885 году. После поездки он написал цикл стихотворений «Мурманские отголоски», посвященный другу-журналисту С. С. Трубачеву. Этот цикл содержит 12 стихотворений. Он был задуман и осуществлен Константином Случевским как попытка воплотить в слове, в художественном образе первозданность, красоту и музыкальную мощь северной природы.
Реализация домашнего задания
Учитель: Вашим домашним заданием было прочитать цикл стихотворений Константина Случевского «Мурманские отголоски». Какое стихотворение открывает его?
Ученики: Открывает цикл стихотворение без названия «Будто в люльке качает». Уже первая строчка передает непосредственное впечатление путешественника, прибывшего к северным берегам. В этом стихотворении впервые в поэзии на мурманском материале поставлена проблема взаимосвязи творческой силы мысли и морской стихии, более широко – противостояния и непростого соотношения человека и природы. Для автора несомненно, что мировые стихии природы первородны, они до человека и вне человека. Север предстает в стихах Случевского как мир древний, холодный и неприступный:
Неподвижны очертанья
Здешний скал и островов:
Это летопись страданья
Исковерканных пластов,
Эпопея или драма
Жизни каменных пород!
Небеса и море – рама,
Та же вся из года в год.
Учитель: Этот мир кажется неподвижным, он всегда из года в год один и тот же. Нужно помнить, что поэт наблюдал нашу погоду более века назад. Но и у него неподвижность, неприступность – только рама, фон многообразной, пестрой и полнокровной внутренней жизни природы. Цикл стихотворений разворачивается как ряд сменяющих друг друга экзотических картин.
Константин Случевский сравнивает Северную природу с Альпами и с Крымом, с Адриатикой и Геллеспонтом. Это позволяет автору оттенить ее своеобразие, сходство и несходство с другими краями земли. Случевский замечает вечного солнца полуночный лик, груды ребер китов погибших, двухсотлетние пигмеи-сосенки, что едва-едва кустов повыше.
Необходимость адекватно выразить в слове силу и мощь природы обращает поэта к сказочным мотивам. Скалы вдоль залива напоминают ему чудодейные дворцы, волны перед бурей – витязей шеломы, поселения людей – причудливые сказочные города. Понятие сказочности возникает в двух ликах. При описании жизни природы, для воплощения ее энергии, динамизма:
Волны – витязей шеломы,
Бури рев – их голоса!
Блещут очи…
Или экзотики, своеобычности:
Здесь, в заливе скалы
В чудодейные дворцы.
Для чего еще служит мотив сказки?
Ученики: Однако мотив сказки служит и для выражения потрясенности путешественника, занесенного за тридевять земель и обнаружившего, что и здесь теплится человеческая жизнь. Жизнь людей, как и жизнь природы, ни на что, виденное ранее, не похожа. В этом случае мотив сказочности должен выразить удивление древностью и красотой бытового уклада людей. Стих приобретает этнографический характер, по форме – ритм и интонацию пушкинских сказок. Периодически поморские селения пустеют – мужской народ в море на лето уйдет. И тогда бабы правят города, и чтоб бабам тем помочь, светит солнце день и ночь. Вполне можно увидеть в описании такого уклада жизни необычное, но это только антураж. На самом деле быт поморов традиционен и прост. У мужиков – тяжелый мужской труд, промысел, жизнь в постоянном соседстве со смертью. У баб – ожидание своих кормильцев, мольба за них перед богом. Константин Случевский не может не видеть драматизм повседневной жизни северян:
Другое о педагогике:
Принципы и содержание современного высшего
гуманитарного образования
В настоящее время много говорится о том, что традиционных методов обучения недостаточно для получения качественного образования учащимися, но в то же время в высших учебных заведениях ничтожно мало количество дисциплин, которые бы преподавались в другой, качественно иной форме. Введение новых предм ...
Механизм реализации воспитательно-образовательной работы по
трудовому воспитанию
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при это ...
Ресурсное обеспечение
В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо. Необходимо учитывать, что в современный детский сад приходят дети с разным о ...