И таков у баб зарок:
Ждать мужчин своих на срок,
Почту по морю возить,
Стряпать, ткать и голосить;
Если в море гул и стон –
Ставить свечи у икон
И заклятьем вещих слов
Укрощать полет ветров.
Учитель: таким образом, в цикле стихотворений Константина Случевского преобладает традиционный для русской классической литературы подход к разрешению проблемы человек и природа. Стихотворениям цикла свойственна широта охвата: от поэтической заявки на адекватное природе ее воплощение мощи и красоты в слове – через изображение конкретных картин жизни природы и человека – к философскому обобщению их взаимоотношений, утверждению превосходства природы и ее равнодушия к заботам и нуждам людей. Стихотворениям присущи соединение прозы и поэзии, разговорность интонации, соединенная с романтическими возвышениями стиля, воплощение драматизма повседневной жизни. Так достигается противоречивая гармония мысли и художественного изображения действительности.
Конспект урока на тему «Масловские чтения»
Цель занятия
: образовательная – рассказать ученикам о Масловских чтениях. Развивающая – раскрыть ученикам краеведческую работу, показав и назвав некоторые труды мурманских авторов.
Основные методы и приемы
: эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с целью научить школьников обобщать, работать с источниками).
Оформление доски
: Тема занятия; на правой части доски – портрет Виталия Семеновича Маслова.
Ход урока.
1. Лекция.
Масловские чтения и педуниверситеты
Учитель: В Мурманске стали уже традиционными Масловские чтения: научно-практическая и литературно-художественная конференция памяти Виталия Семеновича Маслова. Она проходят в областной научной библиотеке в середине декабря. Конференция была задумана Мурманским отделением Союза писателей России при поддержке комитета по культуре и искусству Мурманской области, большую часть организационной и научно-исследовательской работы взял на себя Мурманский государственный педагогический университет.
Очень часто бывает, что великие начинания, благие порывы быстро проходят, улетучиваются, идут по нисходящей. Хочется назвать имена людей, благодаря которым Масловские чтения продолжают свою жизнь: это проректор по научной работе МГПУ Алексей Викторович Воронин, начальник научного отдела университета Павел Викторович Федоров, кандидат педагогических наук профессор кафедры литературы МГПУ Людмила Тимофеевна Пантелеева, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка МГПУ Надежда Георгиевна Благова.
В рамках конференции в областной научной библиотеке проходит День презентаций изданий педагогического университета «Отчизна малая моя». Издания адресованы в первую очередь учителям, преподающим историю края, учителям, прививающим любовь к малой родине своим ребятам.
Особенный интерес вызывает хрестоматия «Литература Кольской земли» для учащихся 5-11 классов в двух томах. Она прекрасно издана, с цветными иллюстрациями. Хрестоматия - результат трудоемкой работы кандидата педагогических наук, профессора, главного знатока литературы края Людмилы Тимофеевны Пантелеевой. Такой книгой можно гордиться.
С сердечностью и теплотой разработана программа «Краеведение земли Кольской» для 2-4 классов общеобразовательных школ Мурманска и учебное пособие для учителей с таким же названием. Его автор и составитель - Виктория Богдановна Литвин - считает, что парадокс культурного пространства Кольского Севера заключается в том, что в сравнительно небольшом географическом регионе сосуществуют несколько культур. Первая - наиболее древняя саамская, сохранившая языческие традиции. Ее истории посвящен раздел пособия - «Саамский погост». Вторая культура - поморская, берущая начало в XII веке, раздел - «Северное лукоморье». В конце издания размещен «Словарь диалектных и других малопонятных слов», где ребята смогут узнать, что нойд у саамов - колдун; койбица - рукавица из шкуры, снятой с оленьих ног; падун - водопад; ушкуйники - промышленники, смелые, отчаянные люди; шнека - рыбацкое однопарусное судно на Мурмане, а шелонник - юго-западный ветер.
Другое о педагогике:
Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в
Особый интерес состояние педагогической мысли России 20–30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания, изучили вопросы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микр ...
Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...
Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые закладываются с момента его рождения. Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей ...