Концепция и технологические схемы "Методов педагогического исследования"

Страница 3

Использование математических методов в курсе "МПИ".

Целью данного этапа является знакомство студентов с математическими методами обработки результатов исследовательской деятельности. Освоение этого блока происходит за счёт деятельностного подхода: студенты осваивают способы обработки результатов через выполнение конкретных практических заданий, анализируя продукты своей деятельности, выделяя общие принципы.

Задача преподавателя: обеспечить необходимый материал для практических действий студентов, а также – коллективное обсуждение полученных результатов, рефлексию осуществленной деятельности.

В рамках данного этапа изучаются следующие темы:

Общие положение статистического анализа, обработки и представления результатов.

Первичная статистическая обработка результатов.

Вторичная статистическая обработка результатов.

4. Подведение итогов: проектирование студенческой исследовательской работы для объединения полученных знаний и усвоенных способов (методов) деятельности в целостную систему.

Кроме приведённых особенностей организации обучения на выделенных четырёх этапах, можно рассмотреть освоение студентами каждой отдельно взятой темы курса через содержание преподавательской деятельности. Оно выстроено следующим образом:

актуализация представлений, создание провокационных ситуаций (за счет этого происходит включение студентов в смысловое поле).

введение базовых понятий в режиме диалога (в процессе общения студент начинает размышлять, делать выводы, соотносить новые сведения со своими представлениями).

понимание студентом специфики и содержания метода.

пробные действия на себе, коллективный анализ переживаний (студент переживает, прочувствывает ситуацию, "залазит в шкуру" испытуемого).

разрыв в деятельности (при выходе из этого разрыва происходит освоение метода).

исследование, план, организационный метод (понимание студентами того, что они будут делать).

описание метода, анализ результатов (написание студентами отчета)

На каждом этапе есть свои педагогические техники, формы (они становятся педагогическим инструментарием). Чтобы обеспечить освоение материала студентами, преподаватель создает определенные ситуации:

провокация (преподаватель побуждает студентов к действиям, которые влекут за собой нужные последствия: за счет этого студент высказывает "спрятанные, глубоко скрытые" мысли).

дискурсивное обсуждение оформления базовых понятий (преподаватель выстраивает общение, коммуникацию, в процессе которой он направляет обсуждение в "нужное" русло).

проблемные ситуации, в которых за счёт выхода студента на границы применения того или иного метода понимается его специфика.

организация освоения метода за счет пробного действия студентов на себе, на других и – написания рефлексивного отчета.

Исходя из вышесказанного, мы можем выстроить полную технологическую схему образовательного процесса в курсе "МПИ".

Полная технологическая схема:

Педагогический слой

Ситуации

1, 2

2

2, 3

1, 2, 4

2, 4

3, 4

Образовательный слой

Актуализация представлений,

создание провокационных

ситуаций

Введение базовых понятий

Специфика и содержание метода

Пробные действия на себе, коллективный анализ переживаний

Разрыв в деятельности

Исследование, план, организационный метод

Описание метода, анализ результатов

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

История и теория возникновения тестов
Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то само ...

Виды внешкольные форм экологического образования
1. Значение неформального экологического образования Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в р ...

Формулировка воспитательных целей урока
Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности учащегося: ответственного отношения к порученному делу; критического мышления; чувства долга и ответственности; чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, деловитости, внимательности, трудолюбия, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru