В современной ситуации высокой культурной и социальной динамики от педагога, помимо его работы в учебном заведении, требуется участие в различного рода образовательных проектах, связанных с внедрением инновационных методов преподавания, разработкой эффективных способов обучения. Причем включаться он должен не как пассивный наблюдатель со стороны, а как активный соучастник, один из управленцев, проектировщиков той или иной технологии.
В связи с этим автор счёл необходимым дать характеристику двух принципиально разных подходов к процессу обучения: трансляционному и деятельностному; а также – привести содержательное описание наиболее утвердившихся сегодня: теоретически обоснованных и практически реализуемых – современных форм организации образовательного процесса, авторами которых выступают:
Зинченко А. (учебный план третьего поколения);
Аронов А.М., В.Г. Васильев, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан (КППЭ);
Слободчиков В.И, Исаева Н.А. (курс "Введение в педагогическую профессию");
Ефимов В.С. (учебный предмет "Естествознание").
Для раскрытия специфики инновационных видов деятельности, которыми должен владеть современный педагог, автор приводит методологические основы проектной, управленческой и исследовательской деятельности и подробно останавливается на характеристике исследовательской деятельности в силу того, что данная дипломная работа посвящена описанию процесса освоения общих методов исследовательской деятельности в курсе "Методы педагогического исследования"
В настоящее время отсутствуют оформленные теоретические критерии, которые позволили бы различать "традиционное" и "новаторское" в существующих и проектируемых педагогических практиках. Предельно общим различением в педагогике выступает различение по подходам – "традиционному" и "деятельностному".
Наиболее распространенным в настоящее время остается объектный подход, именно в его горизонте функционирует традиционная система высшего и школьного образования. Идеальный план традиционного подхода определяется "прожектом" человека как Человека-Знающего, Человека-Ученого, открывающего законы природы. Или, другими словами, традиционная система образования осуществляется в горизонте естественнонаучного, объектного отношения к миру. Мир предстоит человеку как Природа в объектно-процессуальной форме и взаимодействие с Природой есть "открывание" ее законов и использование их в материальном производстве. Исторические основания возникновения объектного подхода, в частности, состоят в том, что научная деятельность раньше других оформилась как технология, т.е. имеющая "знаниевое" оформление и допускающая свою организованную трансляцию. Мышление в науке либо происходит само по себе — как инсайт — либо сводится к формально-логическим операциям и процедурам.
Таким образом объектный подход в образовании ориентирован на образ Человека-Ученого, это не означает, что все школьники или студенты станут учеными, но лучшие, "материализующие" эту рамку, видятся учеными.
Структура учебного пространства в объектном подходе является трансформированным "слепком" с научной деятельности. Выделение базовых учебных предметов — физика, химия, биология, математика — снимает существующее дисциплинарное расчленение науки. Формы обучения в вузе отражают структуру научной деятельности: лабораторные работы — это аналог экспериментальной исследовательской деятельности; семинары соответствуют обсуждению с коллегами возникающих в исследовании проблем, конструированию моделей и интерпретации результатов; лекции есть облегченный вариант работы с текстами, знакомства с научными публикациями по той или иной дисциплине. В школе из-за возрастной специфики детей редукция научной деятельности оказывается большей, но учебные предметы также сохраняются.
Другое о педагогике:
Технологии получения научной информации о мире природы
Технологии научного познания мира природы традиционно наиболее широко представлены в школьном образовании. Методики их освоения, как правило, отработаны и педагоги их активно используют. Одним из наиболее популярных среди школьников видов деятельности является коллекционирование. Это естественное, ...
Происхождение и развитие игры
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе. Проблема игры возникла ...
Игры и тренинги
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических и тренингах. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметам ...