В современной ситуации высокой культурной и социальной динамики от педагога, помимо его работы в учебном заведении, требуется участие в различного рода образовательных проектах, связанных с внедрением инновационных методов преподавания, разработкой эффективных способов обучения. Причем включаться он должен не как пассивный наблюдатель со стороны, а как активный соучастник, один из управленцев, проектировщиков той или иной технологии.
В связи с этим автор счёл необходимым дать характеристику двух принципиально разных подходов к процессу обучения: трансляционному и деятельностному; а также – привести содержательное описание наиболее утвердившихся сегодня: теоретически обоснованных и практически реализуемых – современных форм организации образовательного процесса, авторами которых выступают:
Зинченко А. (учебный план третьего поколения);
Аронов А.М., В.Г. Васильев, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан (КППЭ);
Слободчиков В.И, Исаева Н.А. (курс "Введение в педагогическую профессию");
Ефимов В.С. (учебный предмет "Естествознание").
Для раскрытия специфики инновационных видов деятельности, которыми должен владеть современный педагог, автор приводит методологические основы проектной, управленческой и исследовательской деятельности и подробно останавливается на характеристике исследовательской деятельности в силу того, что данная дипломная работа посвящена описанию процесса освоения общих методов исследовательской деятельности в курсе "Методы педагогического исследования"
В настоящее время отсутствуют оформленные теоретические критерии, которые позволили бы различать "традиционное" и "новаторское" в существующих и проектируемых педагогических практиках. Предельно общим различением в педагогике выступает различение по подходам – "традиционному" и "деятельностному".
Наиболее распространенным в настоящее время остается объектный подход, именно в его горизонте функционирует традиционная система высшего и школьного образования. Идеальный план традиционного подхода определяется "прожектом" человека как Человека-Знающего, Человека-Ученого, открывающего законы природы. Или, другими словами, традиционная система образования осуществляется в горизонте естественнонаучного, объектного отношения к миру. Мир предстоит человеку как Природа в объектно-процессуальной форме и взаимодействие с Природой есть "открывание" ее законов и использование их в материальном производстве. Исторические основания возникновения объектного подхода, в частности, состоят в том, что научная деятельность раньше других оформилась как технология, т.е. имеющая "знаниевое" оформление и допускающая свою организованную трансляцию. Мышление в науке либо происходит само по себе — как инсайт — либо сводится к формально-логическим операциям и процедурам.
Таким образом объектный подход в образовании ориентирован на образ Человека-Ученого, это не означает, что все школьники или студенты станут учеными, но лучшие, "материализующие" эту рамку, видятся учеными.
Структура учебного пространства в объектном подходе является трансформированным "слепком" с научной деятельности. Выделение базовых учебных предметов — физика, химия, биология, математика — снимает существующее дисциплинарное расчленение науки. Формы обучения в вузе отражают структуру научной деятельности: лабораторные работы — это аналог экспериментальной исследовательской деятельности; семинары соответствуют обсуждению с коллегами возникающих в исследовании проблем, конструированию моделей и интерпретации результатов; лекции есть облегченный вариант работы с текстами, знакомства с научными публикациями по той или иной дисциплине. В школе из-за возрастной специфики детей редукция научной деятельности оказывается большей, но учебные предметы также сохраняются.
Другое о педагогике:
Трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых и беспризорных
детей
В 1920 г. под Полтавой была открыта колония "для малолетних правонарушителей" им. А. М. Горького, которую возглавил А. С. Макаренко, считавший, что организация нормальной жизни детей является сутью воспитательной работы, при этом он делал ставку на воспитательный коллектив. А.С. Макаренко ...
Урок проверки и оценки знаний
Главная его цель – проверить качество и прочность знаний учащихся. Обычно он проводится после изучения отдельных разделов программы. На уроках этого типа не представлены в виде самостоятельных этапов такие части урока, как усвоение нового материала, закрепление, повторение, хотя все они в каких-то ...
Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении
Деятельность человека состоит из двух основных её видов: воспроизводящая, репродуктивная - это деятельности, при которой не создаётся ничего нового, её основой является более или менее точное повторение того, что уже было создано. И творческая - это деятельность, при которой создаются новые образы ...