Словообразование в детской речи

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи

Данная работа посвящена проблеме установления причин словотворчества в речи детей дошкольного возраста.

Указанная проблема представляется актуальной, поскольку познание ребёнком окружающего мира связано с номинацией предметов и явлений действительности и часто сопровождается словотворчеством из-за ограниченности словарного запаса дошкольника.

Наиболее активно процесс именования происходит в детстве, когда ребёнок овладевает речью. В дошкольные годы словопроизводство осуществляется бессознательно, поэтому в речи детей широко распространены отсутствующие в языковой системе слова, которые, как правило, попадают в разряд инноваций: "Под детской речевой инновацией понимают любой языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении". Наличие в лексиконе дошкольников самостоятельно созданных ими языковых единиц или видоизменение единиц взрослого языка - совершенно неоспоримый факт, привлекающий внимание родителей, педагогов и лингвистов.

В школе дети овладевают нормативным языком, поэтому неоправданное и стихийное словосочинительство может привести к словообразовательным ошибкам, для предупреждения и преодоления которых большое значение имеют три аспекта:

работа учителя по изучению детской речи, т.е. установлению причин словотворчества;

сознательное усвоение школьником материала по словообразованию;

целенаправленная работа учителя по развитию речи, заключающаяся в усвоении значений аффиксов и основных словообразовательных моделей.

Таким образом, изучение новообразований в речи дошкольников необходимо для предупреждения и устранения словообразовательных, а также, как следствие, морфологических и орфографических ошибок в школьном возрасте.

Данное исследование опирается на научную литературу, посвящённую актуальным проблемам современного словообразования и феномену детской речи.

Предметом анализа являются речевые новообразования детей дошкольного возраста, извлечённые из записей живой разговорной речи. Картотека насчитывает 66 единиц.

В работе предпринята попытка выделить типы новообразований в речи детей дошкольного возраста в зависимости от причин, обусловивших появление того или иного деривата.

Практическая значимость работы видится в том, что изучение детской речи позволяет проследить словообразовательные тенденции на определённом этапе развития языка и оценить продуктивность как отдельных словообразовательных типов (полосастый, бородастый; лампочница, бинокльница и т.д.), так и целых словообразовательных категорий (волшебка, плакуница, продавательница и т.п.).

Цель работы заключается в том, чтобы выяснить причины детского словотворчества и описать семантические особенности зафиксированных

Для достижения цели работы необходимо решить ряд частных задач.

Ознакомиться с научной литературой, посвящённой феномену детской речи.

Составить картотеку новообразований в речи детей дошкольного возраста.

Сформулировать основные теоретические и методологические принципы работы.

Выявить типы неологизмов с учётом коммуникативных установок номинатора.

Осознать детские новообразования как потенциальные или окказиональные.

Для достижения цели исследования в качестве основного метода работы использовался сравнительно-сопоставительный метод, а также метод синхронного научного описания лингвистических единиц. Также использовались приёмы наблюдения, контекстного анализа, обобщения, элементы статистического и компонентного анализа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель и задачи исследования, его новизна.

Первая глава посвящена осмыслению феномена детской речи в научной литературе.

Вторая глава посвящена выявлению факторов, стимулирующих детей к словотворчеству, и представляет основные типы исследуемых неологизмов.

В заключении кратко изложены основные результаты исследования.

В приложении представлена картотека, включающая формулировку лексических значений и контексты употребления новообразований.


Другое о педагогике:

Основные определения понятийного аппарата
Предтестовое задание. Определение предтестового задания является базовым, содержащим специфические требования, с тем чтобы отличить его от традиционного контрольного задания. Предтестовое задание — это единица контрольного материала, содержание, логическая структура и форма представления которого у ...

Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...

Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у учащихся с интеллектуальной недостаточностью достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медлен ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru