Словообразование в детской речи

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи

Данная работа посвящена проблеме установления причин словотворчества в речи детей дошкольного возраста.

Указанная проблема представляется актуальной, поскольку познание ребёнком окружающего мира связано с номинацией предметов и явлений действительности и часто сопровождается словотворчеством из-за ограниченности словарного запаса дошкольника.

Наиболее активно процесс именования происходит в детстве, когда ребёнок овладевает речью. В дошкольные годы словопроизводство осуществляется бессознательно, поэтому в речи детей широко распространены отсутствующие в языковой системе слова, которые, как правило, попадают в разряд инноваций: "Под детской речевой инновацией понимают любой языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении". Наличие в лексиконе дошкольников самостоятельно созданных ими языковых единиц или видоизменение единиц взрослого языка - совершенно неоспоримый факт, привлекающий внимание родителей, педагогов и лингвистов.

В школе дети овладевают нормативным языком, поэтому неоправданное и стихийное словосочинительство может привести к словообразовательным ошибкам, для предупреждения и преодоления которых большое значение имеют три аспекта:

работа учителя по изучению детской речи, т.е. установлению причин словотворчества;

сознательное усвоение школьником материала по словообразованию;

целенаправленная работа учителя по развитию речи, заключающаяся в усвоении значений аффиксов и основных словообразовательных моделей.

Таким образом, изучение новообразований в речи дошкольников необходимо для предупреждения и устранения словообразовательных, а также, как следствие, морфологических и орфографических ошибок в школьном возрасте.

Данное исследование опирается на научную литературу, посвящённую актуальным проблемам современного словообразования и феномену детской речи.

Предметом анализа являются речевые новообразования детей дошкольного возраста, извлечённые из записей живой разговорной речи. Картотека насчитывает 66 единиц.

В работе предпринята попытка выделить типы новообразований в речи детей дошкольного возраста в зависимости от причин, обусловивших появление того или иного деривата.

Практическая значимость работы видится в том, что изучение детской речи позволяет проследить словообразовательные тенденции на определённом этапе развития языка и оценить продуктивность как отдельных словообразовательных типов (полосастый, бородастый; лампочница, бинокльница и т.д.), так и целых словообразовательных категорий (волшебка, плакуница, продавательница и т.п.).

Цель работы заключается в том, чтобы выяснить причины детского словотворчества и описать семантические особенности зафиксированных

Для достижения цели работы необходимо решить ряд частных задач.

Ознакомиться с научной литературой, посвящённой феномену детской речи.

Составить картотеку новообразований в речи детей дошкольного возраста.

Сформулировать основные теоретические и методологические принципы работы.

Выявить типы неологизмов с учётом коммуникативных установок номинатора.

Осознать детские новообразования как потенциальные или окказиональные.

Для достижения цели исследования в качестве основного метода работы использовался сравнительно-сопоставительный метод, а также метод синхронного научного описания лингвистических единиц. Также использовались приёмы наблюдения, контекстного анализа, обобщения, элементы статистического и компонентного анализа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель и задачи исследования, его новизна.

Первая глава посвящена осмыслению феномена детской речи в научной литературе.

Вторая глава посвящена выявлению факторов, стимулирующих детей к словотворчеству, и представляет основные типы исследуемых неологизмов.

В заключении кратко изложены основные результаты исследования.

В приложении представлена картотека, включающая формулировку лексических значений и контексты употребления новообразований.


Другое о педагогике:

Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям
Л.А. Худякова систематизирует и описывает сочинения по картине в зависимости от жанра картины. Цель подобной систематизации у Худяковой Л.А. – показать различные формы обучения учащихся разным типам высказываний с использованием картины. Натюрмортный жанрпредставляет широкие возможности для работы ...

Социальная работа как учебная дисциплина. подготовка специалистов по социальной работе
Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает их схожесть, так как они решают различные задачи. Основные задачи науки — познание той области, которая не исследована или недостаточно исследована, выработка стратегии и тактики преобразования действительности. ...

Интегральная образовательная технология
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, приняв экстенсивную форму, не привел к полному решению проблемы введения понятия «образовательная технология» в педагогическую науку: "Одна из причин видится в технологической необеспеченности процесса". Поэтому, по мнению В.В. Гузеева, н ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru