В русском языке очень часто нет однословного наименования для предмета или явления действительности: "лишь в некоторых случаях во взрослом языке находятся нужные слова, образованные с помощью других словообразовательных средств. Зачастую детское слово заполняет абсолютную лакуну, то есть попадает в разряд инноваций не потому, что образовано каким-то отличительным от избранного нашим языком способом, а потому что наш язык не создал слова, выражающего данный смысл. Часто мы довольствуемся описательными конструкциями, т.е. употребляем словосочетания" . Ребёнок, реализуя потенции словообразовательного механизма, даёт тому или иному явлению однословную номинацию, которая, независимо от того, какая модель была использована, попадает в число "окказиональных” образований.
Давая собственное наименование явлению, ребёнок опирается на те признаки, которые кажутся ему наиболее существенными. При этом устанавливаются связи с действием, предметом, признаком; соответственно детская инновация оказывается словообразовательно отнесённой с глаголом, существительным, прилагательным.
Перегоняться - играть в перегонки
Играть в перегонки - значит перегонять друг друга, поэтому ребёнок создаёт взаимно-возвратный глагол. Взаимно - возвратных глаголов в речи детей немного, поскольку невелико и число обозначенных ими ситуаций, однако при необходимости обозначить такую ситуацию ребёнок, не задумываясь, образует нужный ему постфиксальный глагол. "Пятилетний мальчик на улице, к удивлению бабушки, вежливо поздоровался с незнакомой женщиной и спустя некоторое время объяснил: "Мы с этой тётей ещё помнимся! (помним друг друга)".
Шиферёнок - кусочек шифера
В русском языке отсубстантивные существительные с суффиксом - онок "называют лицо или животное, характеризующееся детскостью, невзрослостью". Нужно отметить, что в детской речи круг производящих может быть расширенным настолько, что в нём оказываются и неодушевлённые предметы. Значение невзрослости при этом деформируется в значение уменьшительности. Не исключено, что здесь играет роль и то обстоятельство, что "дети до определённого времени плохо разграничивают живое и неживое, одушевлённое и неодушевлённое". Это обусловлено ещё и психологией данного возраста, т.к. "детям кажется, что мама и папа есть у всех: у листочка, у домика, у муравьишки" .
Таким образом, ребёнок создает совершенно новый тип образования существительных от названий неодушевлённых предметов (в приводится пример окказионализма такого плана "рис - рисёнок").
Зауглить - срезать по диагонали
Запрямить - срезать прямо
В словам, образованным в рамках непродуктивного типа V ← за - + S + - и-, приписывается значение "превратить в то, что названо мотивирующим существительным: заболотить". Для ребёнка срез по диагонали прямоугольного листа бумаги означает получение двух треугольников.
Не зная точного названия геометрических фигур, линий, ребёнок представляет, что у него получились "углы" (вспомним линейку, которую называют уголком).
Слово запрямить создаётся по типу V ← за - + А + - и - со значением "наделить тем признаком, который назвать мотивирующим прилагательным: затруднить" . Таким образом, запрямить - сделать срез прямым.
Следовательно, первое слово мы можем признать окказиональным новообразованием, а второе - потенциальным.
Обзыватель - тот, кто обзывается
Поскольку в языке нет однословной номинации для обозначения человека, который даёт обидные названия, т.е. обзывается, ребёнок использует данный глагол в качестве мотиватора и присоединяет к нему суффикс - тель - со значением "носитель процессуального признака".
Щеночище - большой щенок
Щенитёночек - очень маленький щенок
Нам представляется, что для ребёнка, в отличие от языковой системы, принципиально важна разница при обозначении щенков разного возраста и (соответственно) разного размера, поэтому к слову щенок он присоединяет суффикс - ищ-, выражающий "увеличительное значение" , и использует в своей речи потенциальное образование щеночище. Можно предположить, что появление слова щенитёночек ("очень маленький щенок") обусловлено тем, что ребёнку известно значение слова негритёночек, в котором суффикс - ек - выражает субъективную оценку. Ошибочно решив, что слово негритёночек образовано непосредственно от существительного негр, ребёнок создаёт новую номинацию по сформулированной им словообразовательной модели (щенок + - итёночек-). Таким образом, данный неологизм, образованный с нарушением норм русской дериватологии, является окказиональной единицей.
Другое о педагогике:
Особенности развития личности
младших школьников и формирования их творческих способностей
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Он открывает для себя новое место в социальном, пространстве человеческих отношений; умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обс ...
Коммуникативный подход к созданию системы упражнений как средство развития
творческого мышления
инновационный творческий урок английский Обусловленная и определяемая современными требованиями ускоренного социально-экономического развития Казахстана и необходимостью подготовки адекватных темпам общемирового развития отечественных профессиональных кадров, способных обеспечить конкурентоспособно ...
Достоинства
и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...