Как уже отмечалось, ребёнок стремится прояснить структуру слова. Е.С. Кубряковой замечено, что "каждое употребление слова, в том числе и слова производного, вызывается необходимостью объективировать, выявить, реализовать его значение как ту часть сведений о мире или информации о нём, которая была получена человеком в процессе его познавательной и общественной деятельности и которая соотнесена в языке с данным словесным знаком" .
Некоторые слова существуют в языке безотносительно к названию осуществляемого им действия. "Таковым, например, является слово топор. Синонимичное же ему колун, наоборот, соотносительно с обозначением такого действия. Дефиниция его - "орудие для колки дров", "то, чем колют" - показывает на отношение орудия действия к производимому им действию и вызывает у говорящего и слушающего диктуемые его внутренней формой ассоциации" .
Поэтому к первой группе неологизмов можно отнести те речевые новообразования ребёнка, которыми он обозначает предметы или явления действительности, названные в русском языке непроизводными словами.
Лампочница - плафон
Как было отмечено, одной из отличительных черт производного слова является расчленённый и отсылочный характер его семантики. Можно предположить, что для пятилетнего ребёнка слово плафон является немотивированным, поэтому, зная о наличии слов сахарница, хлебница и под., ребёнок называет предмет, в котором видит лампочку, лампочницей. Указанное слово следует признать потенциальным новообразованием, поскольку существительные подобного типа "называют вместилище, сосуд, коробку, кубышку, реже помещение для того, что названо мотивирующим словом" , выражая значение при помощи суффикса - ниц-.
Бинокльница - футляр для бинокля
Как указано выше, субстантивные образования при помощи суффикса - ниц - "называют вместилище для того, что названо мотивирующим словом". Для ребёнка немотивированное слово футляр - это обозначение места, где хранится бинокль. Таким образом, детское новообразование бинокльница мы можем считать потенциальным, поскольку, образуя новое слово, ребёнок использует суффикс со значением "вместилище" и основу производящей единицы бинокль. Здесь ярко демонстрируется расчленённый характер семантики.
Мини-конь - пони
Пони - немотивированное для русского языка слово.Е.С. Кубрякова отмечает, что "производное слово, в отличие от простого слова, передаёт своё значение посредством указания на другое, уже имеющееся в языке наименование и черпает своё значение из мотивирующего слова. Так, слова сеялка, веялка и пр., обозначая вполне реалии и понятия о них, наводят на мысль о тех действиях, отсылают нас к первичному значению. Они опознаются нами, поскольку мы знакомы с этими первичными обозначениями" . Можно предположить, что ребёнок знает, как выглядит конь, и соотносит с ним пони, обозначая разницу в размере предметов действительности префиксоидом мини-.
Прилипация - аппликация
С точки зрения ребёнка процесс аппликации в действительности соотносится с тем, что бумажные фигуры "прилипают" или "прилеплены" к бумаге. Т.к. само слово для него является немотивированным, ребёнок стремится наделить форму смыслом, образуя неологизм прилипация (←прилипать / прилепить). Указанное слово можно признать окказиональным новообразованием, так как слов подобного типа (отглагольное образование при помощи суффикса - ций-) в русском языке нами не обнаружено: морф - ций - выступает только после согласных [г], [б], [в] ).
Протыкалка - скарификатор
Для ребёнка слово скарификатор, как и слово скарификация, является незнакомым (следовательно, непроизводным). Поэтому для обозначения предмета, которым "протыкают палец" (скарификатор), образуется дериват протыкалка от глагола протыкать при помощи распространённого в русском языке суффикса - лк-. Мы можем считать указанный неологизм потенциальным, так как в языке существует словообразовательный тип со значением "предмет, предназначенный для выполнения действия (сеялка, веялка, молотилка, точилка, брызгалка)" .
Другое о педагогике:
Особенности формирования ответственности у детей «группы риска»
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Ответственность - это положение, при котором человек отдает полны ...
Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном ср ...
Тренировка музыкального слуха. Музыкальные диктанты
В пособии Барабошкиной (и для первого, и для второго классов) настройке слуха уделяется особое внимание. Каждому параграфу, начиная с параграфа предшествует рекомендация «настроить слух». Настройка слуха начинается с того момента, когда в упражнениях наряду с движением по гамме появляется и движени ...