Образование деривата - синонима для непроизводного слова

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Образование деривата - синонима для непроизводного слова

Страница 2

Скакада - трамплин

По мнению ребёнка, с трамплина нужно "скакать" или "соскакивать" в воду, поэтому непроизводное слово трамплин в его речи заменяется суффиксальным дериватом скакада, образованным от глагола скакать. Перед нами окказиональное новообразование, поскольку данный тип в (далее - РГ-80) не встречается.

Уколина - щетина

Если рассматривать данный дериват как отглагольное образование (уколина - "то, что может уколоть”), его следует признать окказиональным неологизмом, т.к. в РГ-80 подобные слова называют "предмет, являющийся результатом или объектом действия, названного мотивирующим словом: царапина, трещина" , но не инструмент действия. Если же при образовании слова основной задачей ребёнка было обозначить "единичный предмет, принадлежащий к массе вещества или совокупности однородных предметов", мы имеем право говорить о потенциальном неологизме, который можно включить в многочисленную группу модификационных дериватов (ср. горох - горошина, солома - соломина и под.).

Пульник - обойма

В РГ-80 зафиксирован словообразовательный тип со значением "предмет, характеризующийся отношением к предмету, явлению, названному мотивирующим словом", единицы которого, образованные при помощи суффикса - ник-, могут "обозначать вместилище: чайник, кофейник" .

Поскольку для ребёнка пульник (обойма) - "место, где находятся пули”, он, по аналогии со словами чайник, кофейник и под., образует неологизм, который для языка является единицей, не нарушающей законы словообразовательной системы.

Налипки - репей

Как говорилось выше, ребёнок стремится к мотивированию структуры слова и в названии предмета отмечает функцию, свойственную этому предмету. Ребёнок видит, что семена репейника "налипают на одежду”, поэтому и появляется новая номинация - налипки. Мы можем признать это новообразование потенциальным, так как в РГ-80 единицы данного типа называют "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом" .

Мазука - крем

Слово крем для ребёнка (и для языка) является немотивированным. Поскольку крем - "то, чем мажут”, в качестве производящей единицы используется глагол мазать, а для выражения значения предмета употребляется уникальная для русского языка морфема - ук-. Можно было бы говорить о появлении нового словообразовательного типа, но здесь, на наш взгляд, наблюдается аналогия с "фонетически близкими" словами стряпуха, крякуха, образованными при помощи суффикса - ух - и выражающими, как и анализируемый неологизм, значение "предмет, производящий действие".

Наподушник - наволочка

В отмечено, что существительные с префиксом на - и суффиксом - ник - называют "предмет, находящийся или предназначенный находиться на поверхности того, что названо мотивирующим словом: намордник, наколенник, наглазник, нагрудник". Зная о существовании подобных слов, ребёнок подсознательно включает в выделенную группу единицы со схожей семантикой и изменяет членение слов, выделяя префикс и суффикс. Поэтому то, что находится на "поверхности подушки”, и именуется наподушником (но не наволочкой).

Рисователь - художник

Значение непроизводного слова художник в трактуется как "тот, кто занимается чем-либо с большим художественным вкусом". Значение слова не подразумевает конкретного действия, ребёнок же его выделяет - рисовать, т.к. для него основным при номинации является ориентация на действие, и создает суффиксальную единицу рисователь - "тот, кто рисует что-либо” (ср. узуальные единицы писатель, строитель и под.).

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения
Разработка мероприятий по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» является необходимым условием выполнения ведущей миссии учреждения дополнительного образования - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, способствующего ...

Воплощение технологического подхода в построении конкретных систем обучения
Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуально предписанного обучения, созданная в середине 1960-х гг. Питтсбургским университетом; система бригадно-индивидуального обучения, разработанная в 1980-е гг. в университете Джонса Г ...

Синонимия словообразовательных морфем
Сложность словообразовательной системы заключается в наличии синонимичных словообразующих аффиксов, при этом выбор определённой морфемы из существующих в русском языке часто обусловлен формальным ограничением русской морфотактики. Почему того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru