Конструирование всегда предполагает решение определённой конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определённой логикой. В дошкольном возрасте конструктивная деятельность имеет ряд особенностей:
- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
- расширяется область творческих проявлений.
Конструктивная деятельность детей в раннем детстве – это создание простейших построек из строительного материала, а в старшем дошкольном возрасте – это сложная и разнообразная деятельность. С учётом вышеуказанных особенностей Г.А. Урунтаева и Л.В. Куцакова сформулировали основные задачи обучения техническому и творческому конструированию в дошкольном образовательном учреждении.
Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, - требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Таблица 5. – "Задачи обучения техническому конструированию в старшем дошкольном возрасте".
Задачи обучения |
Возраст детей | |
5-6 лет |
6-7 лет | |
Развивающие |
1. Закреплять умения детей рассматривать и анализировать постройки педагога, выделяя в них название, назначение, строение, детали, из которых выполнены части; их место расположения, цвет. 2. Показать детям разнообразие конструктивных материалов, их особенности и выразительные средства. 3. Познакомить детей с жанром искусства-архитектурой, её особенностями и выразительными средствами (материал, место расположения форма, декоративные архитектурные детали: арки, колонны, купола, шпили, рельефы, скульптура). 4. Развивать у детей трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость, умение довести начатое дело до конца, добиться результата. 5. Развивать у детей самостоятельность, инициативу, фантазию, творчество. | |
Технические |
Работа со строительным материалом. Учить детей выполнять постройки из большого количества деталей, используя разнообразные конструктивные приёмы, делая постройки многоярусными, с большим количеством мелких архитектурных деталей (сфера, конусы, цилиндры). Работа с бумагой. 1. Учить детей сгибать лист бумаги пополам в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба. 2. Учить детей читать обозначения и работать по выкройке (сгиб, надрез). 3. Учить детей работать по шаблону. 4. Украшать поделки техникой аппликации, используя для этого разнообразный материал. Работа с природным материалом. Учить детей скреплять детали в поделках их природного материала с помощью перемычек (спичек, зубочисток), шила и клея. Работа с дополнительным материалом. Учить детей скреплять детали в поделках из дополнительного материала с помощью перемычек, нитки и иголки, проволоки, с помощью клея. | |
Воспитательные |
1. Воспитывать у детей навыки коллективного труда. Учить договариваться, распределять обязанности, пользоваться одним материалом, радоваться общему результату. 2. Воспитывать у детей интерес к искусству архитектуры, умение видеть красоту и выразительные средства этого искусства. | |
Конструктивные задачи |
1. Закреплять умения детей сооружать отдельные постройки из большого количества строительных деталей (кубики, кирпичики, цилиндры, призмы, арки, сферы, полусферы, диски, полудиски, конусы, четырёхгранные призмы) | |
по показу педагога, образцу педагога, по условиям, рисункам, фотографиям, чертежам (вид спереди, сверху, сбоку). |
по схемам (плоскостное изображение постройки только с одной стороны), по силуэтам (предварительно построенная педагогом постройка закрывается ширмой от теневого театра). | |
2. Учить детей в свободное время и в непосредственной образовательной деятельности конструировать из деталей конструкторов (деревянных, металлических пластмассовых) по показу педагога, образцу, по рисункам и чертежам. | ||
Содержание конструкции |
Из деталей строителя: разные виды транспорта (морской, пассажирский и т.д.), здания, мосты. Коллективные сюжетные постройки: улица города, аэропорт, космодром, морской порт, площадь города и т.д. Из бумаги и картона: игрушки, коробочки, здания, ёлочные украшения, карусели, качалки. Из дополнительных материалов: здания, транспорт, игрушки. Из природного материала: птицы, животные, панно. В свободной конструктивной деятельности: макеты, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, предметы утилитарного назначения, композиции и инсталляции как эстетические элементы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. | |
Приёмы обучения |
Показ действий без показа образца; показ готового образца и предложение догадаться, как он сделан; рассматривание и анализ образцов; использование рисунков, чертежей, фотографий, силуэтов, схем построек; анализ поделок и построек, рассказы о ней с использованием опорных схем; беседа; экскурсия; просмотр иллюстративных материалов, презентаций; оформление выставок поделок группы; сбор материалов; дидактические игры и упражнения; конструкторские задачи |
Другое о педагогике:
Игры с передвижением по карте, плану, схеме
В играх с использованием карт, планов, схем, таблиц могут участвовать как отдельные ученики, так и команды учащихся. Игра обычно представляет собой поиски наиболее удачного (короткого, интересного, удобного и т.п.) маршрута. В некоторых играх используется кубик, на шести гранях которого нанесены то ...
Дидактические принципы, провозглашённые К.Д. Ушинским
Доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных уси ...
Техническая подготовка: сущность, задачи, методы и средства
При повышении уровня силовых и скоростных качеств, структура движений футболиста при взаимодействии с мячом может значительно измениться, поэтому необходимо параллельно развитию двигательных качеств осваивать технические элементы. Развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвя ...