ХХ век внёс существенные изменения в здоровье человека. С одной стороны, научно-технический прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования – позволили бороться с рядом ранее считавшими неизлечимыми болезнями и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека, а именно, увеличился объём умственного труда, наблюдается гиподинамия, что создало новые опасности для его здоровья. Одной из основных проблем преподавательской деятельности в ходе занятий физической культуры остаётся вопрос: использование каких средств и методов способствует оздоровлению студенток с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следующая главная проблема заключается в рациональном сочетании средств физической культуры между собой, т.е. в построении оптимального по затратам времени и рационального микроцикла с целью повышения адаптационного резерва организма. Организационный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья, необходима определённая "доза" двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Основными причинами создавшегося положения, по мнению многих исследователей, является дефицит двигательной активности на протяжении всего периода обучения в образовательных учреждениях. Несовершенство действующих государственных программ по физическому воспитанию. Недостаточный уровень культуры здорового образа жизни всех субъектов образования. Большое количество исследований по оптимизации двигательного режима студенток, отнесённых к специальной медицинской группе, носят узконаправленный характер, затрагивают преимущественно вопросы восстановления нарушенных функций и систем организма, с использованием специальных средств ЛФК. Но недостаточно рассматриваются средства и методы, необходимые для улучшения общего состояния организма студенток. При этом сложной методологической проблемой остаётся выбор адекватных и корректных способов измерения оздоровительной эффективности разрабатываемых средств и методов физической подготовки студенток не только с ослабленным здоровьем, но и так называемых "практически здоровых". По итогам ежегодных медицинских осмотров около 35% студентов ВУЗов относятся к специальным медицинским группам и число их ежегодно увеличивается на 8-10%. Анализ научно-методической литературы показал, что методология физического воспитания и оздоровления студенток специальных медицинских групп до настоящего времени разработана не на должном уровне. Не всегда позволяет в полной мере осуществлять поставленные перед ней задачи. Необходимость разработки эффективной технологии физического воспитания в специальных медицинских группах диктуется разнообразием и противоречивостью взглядов. Из опроса студенток установлено, что до поступления в ВУЗ, большая часть их в образовательной школе, из года в год освобождались врачами от уроков физической культуры. Такой подход к подросткам в период формирования, способствовал общему понижению тонуса их организма и ослаблению сердечно-сосудистой системы. Отсюда вытекает потребность в поиске наиболее эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания, рациональных подходов в нормировании физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма студенток, обеспечивающих их работоспособность. Но некоторые предполагаемые подходы, носят лишь утилитарный характер и, не способствует комплексному решению воспитательных и оздоровительных задач. Поэтому проблема поиска рациональных подходов физического воспитания и оздоровления студенток специальных медицинских групп, обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, повышение физической работоспособности в условиях учебной деятельности остаётся до сих пор чрезвычайно актуальной. Существует явное противоречие между возрастающим уровнем требований к подготовленности специалистов к предстоящей деятельности и повышающейся потребностью общества в здоровых и физически развитых людях, с одной стороны, а с другой – недостаточной разработанностью здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп. Проблема укрепления здоровья и улучшения физического развития остаётся в наше время острой, о чём свидетельствует резкое ухудшение состояния здоровья населения. По официальным данным Минздрава России из 6млн. подростков прошедших профилактические осмотры в возрасте от 15 до 17 лет: 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%. Как записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Пока же, к великому сожалению этого не происходит, а результаты статических исследований состояния здоровья подрастающего поколения, приводят в уныние медиков, педагогов, родителей и самих учащихся. Ситуация настолько серьёзная, что рассматривается вопрос о развитии новой науки – виктамологии, занимающейся проблемами выживания и безопасности человека в современных условиях. Значительно увеличилось количество студенток, освобождённых от практических занятий по физическому воспитанию. Учёные считают, что необходимо активизировать теоретические знания студенток о заболеваемости и возможностях реабилитации с использованием традиционных и нетрадиционных средств физической культуры и медицины. К наиболее распространённым заболеваниям относятся нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Вследствие этого назрела необходимость разработки организационно-методических условий совершенствования физического воспитания студенток отнесённых к специальной медицинской группе. Базовое физическое воспитание опирается на три специальных вида: воспитание физических качеств, двигательных навыков и совершенствовании функциональных возможностей. Каждый из видов предусматривает организационную и содержательную основу с учётом биологических потребностей, возрастного, полового и физического развития. В соответствии с видами физического воспитания различают физическую, двигательную и функциональную подготовку. Они характеризуются соответствующей направленностью (физическая на качество, двигательная на освоение двигательных навыков, функциональная на формирование функциональных возможностей). Качество каждого вида подготовки определяет моторный потенциал исследуемого. Оценка моторного потенциала определяется показателями уровня развития основных физических качеств: качеством освоения основных движений, овладением двигательными навыками, а также уровнем формирования функциональных возможностей студентов специальных медицинских групп. Проблема улучшения состояния здоровья с помощью методов воздействия различных средств физической культуры требует выявления компонентов в структуре здоровья, воздействие на которые позволит получить выраженный оздоровительный эффект. В литературе существуют различные точки зрения о взаимосвязи физического развития, антропометрических данных с показателями заболеваемости и состоянием их здоровья. Проведённое анкетирование на начало исследований позволило выявить личностные, ценностные и поведенческие особенности студенток. Анализ полученных данных позволил продумать особенности организации и проведения учебно-воспитательного процесса, индивидуализировать оздоровительный процесс. Учитывая, что 48% студенток не занимались физической культурой и негативно относились к этому роду занятий, потребовалась планомерная, осторожная и целенаправленная работа в изменении студенток к занятиям физической культуры. В процессе занятий проводилась разъяснительная работа о влиянии физических упражнений на организм занимающихся. Занятия строились с учётом индивидуальных возможностей и особенностей занимающихся, выявленных на основе тестирования и анкетирования. Проводились частые функциональные пробы в ходе занятий для отслеживания реакции организма студенток на физические нагрузки. Включение с первого занятия, контроля за состоянием занимающихся (ЧСС, АД) в процессе всего урока, позволило выявить индивидуальные нормы нагрузок, рациональное их чередование, особенности воздействий средств и методов. На основе педагогического наблюдения оценивался уровень интереса и отношения к отмеченным компонентам по результата опроса. Такой подход к занятиям оказался действенным фактором в педагогическом воздействии на состояние студенток.
Другое о педагогике:
Комплект презентаций к лекциям
1. Обзор программного обеспечения для создания презентаций При изложении лекционного материала по дисциплине «Формообразование» преподавателю для повышения эффективности восприятия учебного материала необходимо использовать достаточное количество примеров (иллюстраций), подкрепляющих и раскрывающих ...
Основные задачи адаптивной модели
1. Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы. 2. Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития д ...
Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания
русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...