Важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то. Например, ребята решили смастерить из бумажных цилиндров персонажей к сказке "Репка", а потом, используя их, показать малышам настольный театр. "Это вы хорошо придумали, - говорит воспитатель. – Если понадобится моя помощь, обращайтесь: я с удовольствием помогу".
Также важно поддерживать в группе атмосферу доброжелательности, заинтересованности, внимания и участия. Привлекать внимание детей к множеству дел вокруг, которые можно и нужно делать: "Увидел оторванную обложку книги – почини. Порвалась коробка – отремонтируй". Хорошим приёмом является поощрение: "Оля не ждала, когда её попросят починить подзорную трубу, а взяла сама отремонтировала".
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется обучению детей работе с природным материалом. Важно не только приобщать детей к сбору и хранению природного материала, но и к его подготовке для работы.
Под наблюдением воспитателя дети учатся делать шилом проколы на шишках, желудях, каштанах (работают на деревянных дощечках). Раскладывают собранный материал по видам. Замачивают бересту на три часа, расслаивают её на тонкие пластины и после подсыхания укладывают под пресс. Разрезают ножницами соломинки (поперёк), удаляют коленца, очищают от чешуи. Воспитатель заливает соломку на несколько часов горячей водой, добавляя немного соды, чтобы она блестела. Затем дети разрезают соломинки вдоль и наклеивают полосы на кальку .
Ребята продолжают самостоятельно подбирать и видоизменять природный материал. Покрывают шишки клеем, чтобы не раскрывались. Придают им причудливый вид, делая срезы, сгибая и фиксируя в любом положении скотчем или изоляционной лентой (после высыхания шишки лента снимается). Нанизывают из желудей, каштанов, различных крупных семян бусы. Учатся мастерить игрушки из бересты, соломки, ореховой скорлупы, делать композиции по знакомым сказкам.
К 8 марта дети мастерят в подарок маме, бабушке или сестрёнке шкатулки заколки, закладки, украшенные способом инкрустации.
Старшие дошкольники часто бывают равнодушны к красивым декоративным украшениям, картинам, эстампам. Задача педагога привлечь их внимание к образцу, помочь вникнуть в настроение, переданное автором. Только тогда произведение станет понятным, вызовет желание самому попробовать сделать также, перенять у автора приёмы и средства изображения. Таким образом, именно воспитатели становятся первыми помощниками в творческих исканиях ребёнка.
Осуществляя руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников воспитателю необходимо опираться на опыт, знания, умения детей, стремиться развить у них смекалку, творчество: "Догадайтесь, как из горки сделать мост?", "Что нужно сделать, чтобы под аркой дома проезжала эта машина?" и т.д. Также образное, меткое и мудрое народное слово должны стать постоянным спутником ребёнка: "Не привыкай к безделью – учись рукоделью", "У кого сноровка, тот и действует ловко".
Что же питает конструктивную деятельность и какова её педагогическая ценность? Конкретные наблюдения явлений окружающей действительности, иллюстрации сказок, альбомы по изобразительному творчеству, – всё это является тем содержанием, которое проникает в детское конструктивное творчество.
Другое о педагогике:
Функции системы дополнительного образования детей
в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в сре ...
Классификация предтестовых заданий и общие требования к ним
Классификация предтестовых заданий. В соответствии с наиболее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификацией предтестовых заданий выделяют: 1) задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов; 2) задания с конструируемым ответом, ...
Что
говорят ученые
Исследованием словесно-жестового билингвизма занимались многие ученые: как отечественные, так и зарубежные. Без анализа «мимической речи», жестовых обобщений глухих, учителям недостаточно понятны будут и особенности развития их словесной речи, предупреждала Р. М. Боскис (1963), опасаясь игнорирован ...