Важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то. Например, ребята решили смастерить из бумажных цилиндров персонажей к сказке "Репка", а потом, используя их, показать малышам настольный театр. "Это вы хорошо придумали, - говорит воспитатель. – Если понадобится моя помощь, обращайтесь: я с удовольствием помогу".
Также важно поддерживать в группе атмосферу доброжелательности, заинтересованности, внимания и участия. Привлекать внимание детей к множеству дел вокруг, которые можно и нужно делать: "Увидел оторванную обложку книги – почини. Порвалась коробка – отремонтируй". Хорошим приёмом является поощрение: "Оля не ждала, когда её попросят починить подзорную трубу, а взяла сама отремонтировала".
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется обучению детей работе с природным материалом. Важно не только приобщать детей к сбору и хранению природного материала, но и к его подготовке для работы.
Под наблюдением воспитателя дети учатся делать шилом проколы на шишках, желудях, каштанах (работают на деревянных дощечках). Раскладывают собранный материал по видам. Замачивают бересту на три часа, расслаивают её на тонкие пластины и после подсыхания укладывают под пресс. Разрезают ножницами соломинки (поперёк), удаляют коленца, очищают от чешуи. Воспитатель заливает соломку на несколько часов горячей водой, добавляя немного соды, чтобы она блестела. Затем дети разрезают соломинки вдоль и наклеивают полосы на кальку .
Ребята продолжают самостоятельно подбирать и видоизменять природный материал. Покрывают шишки клеем, чтобы не раскрывались. Придают им причудливый вид, делая срезы, сгибая и фиксируя в любом положении скотчем или изоляционной лентой (после высыхания шишки лента снимается). Нанизывают из желудей, каштанов, различных крупных семян бусы. Учатся мастерить игрушки из бересты, соломки, ореховой скорлупы, делать композиции по знакомым сказкам.
К 8 марта дети мастерят в подарок маме, бабушке или сестрёнке шкатулки заколки, закладки, украшенные способом инкрустации.
Старшие дошкольники часто бывают равнодушны к красивым декоративным украшениям, картинам, эстампам. Задача педагога привлечь их внимание к образцу, помочь вникнуть в настроение, переданное автором. Только тогда произведение станет понятным, вызовет желание самому попробовать сделать также, перенять у автора приёмы и средства изображения. Таким образом, именно воспитатели становятся первыми помощниками в творческих исканиях ребёнка.
Осуществляя руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников воспитателю необходимо опираться на опыт, знания, умения детей, стремиться развить у них смекалку, творчество: "Догадайтесь, как из горки сделать мост?", "Что нужно сделать, чтобы под аркой дома проезжала эта машина?" и т.д. Также образное, меткое и мудрое народное слово должны стать постоянным спутником ребёнка: "Не привыкай к безделью – учись рукоделью", "У кого сноровка, тот и действует ловко".
Что же питает конструктивную деятельность и какова её педагогическая ценность? Конкретные наблюдения явлений окружающей действительности, иллюстрации сказок, альбомы по изобразительному творчеству, – всё это является тем содержанием, которое проникает в детское конструктивное творчество.
Другое о педагогике:
Специфика преподавания сольфеджио в младших классах ДМШ
Данная глава посвящена сопоставительному анализу ряда аспектов преподавания сольфеджио на начальном этапе на основе учебного пособия А. Барабошкиной «Сольфеджио» для 1 и 2 классов ДМШ и учебного пособия «Мы играем, сочиняем и поем» для 1 и 2 классов ДМШ Ж. Металлиди и А. Перцовской. Оба эти пособия ...
Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе
обучения иностранному языку
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в ...
История развития вопроса о нравственном воспитании
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...