Ребёнок подсознательно выделяет в каждом слове ономасиологический базис (процесс, предмет, признак) и в соответствии с этим выбирает номинацию, иногда актуализируя то, что для него является более важным. Чаще всего ребёнок выбирает слово более простое по форме и смыслу. В приводится такой пример: "слово растительный по форме соотносится с глаголом расти, а по смыслу - с существительным растение (растительное масло - масло из растений). Ребёнок же, опираясь на слова типа наблюдать - наблюдательный, развлекать - развлекательный, трактует его как "помогающий расти".
Для ребёнка ономасиологический признак (далее ОП) - глагол расти, и поэтому он "ел хлеб, макая его в растительное масло, и на вопрос, зачем он это делает, ответил: "Хочу скорее вырасти!" . С.Н. Цейтлин приводит ещё подобные примеры: исключительный - из ключа, искусственный - из куста.
Таким образом, ребёнок часто выделяет собственный ОП и в соответствии с ним трактует слово, а также актуализирует значение производного слова за счёт выбора в качестве мотивирующей единицы наиболее важного компонента в значении деривата.
Подметатель - дворник
Как говорилось выше, ребёнок актуализирует то, что для него важнее. Поэтому при выборе ОП важно не место работы двор, а действие (характер деятельности): подметатель - это тот, кто "подметает”. В данном случае при словообразовании используется суффикс - тель - для того, чтобы показать, что это "носитель процессуального признака". Е.А. Земской отмечено, что "в словах на - тель очень ярко агентивное значение: такие слова как озеленитель, водитель и. т.д., употребляющиеся в значении лица или предмета, означают не столько лицо, сколько деятеля вообще, выполняющего определённую функцию" . Таким образом, мы можем считать выбор ребёнка достаточно обоснованным и признать новообразование потенциальным.
Серяк - русак
Для ребёнка слово русый в значении "светло-коричневый до серого” менее понятно, чем прямое называние признака прилагательным серый. Поэтому он и меняет мотивирующее в словообразовательной паре: серый + - як - (-ак-) → серяк. В РГ-80 отмечено, что слова подобного типа "называют предмет, характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом: чужак, бедняк" , следовательно, указанное слово можно признать потенциальным новообразованием ребёнка.
Запиханка - запеканка
С.Н. Цейтлин в указывает, что "в детской речи значительно число отглагольных образований. Особенно заметна ориентация на действие как на источник наименования. Для создания слов с данным смыслом активно используются суффиксы - к - и - нк-", что мы и наблюдаем в данном случае. Для ребёнка ОП является не глагол запекать, а глагол запихать. Можно предположить, что при первом знакомстве со словом он так услышал его, а позже закрепил в сознании. Или (что более вероятно) увидел, как человек помещает кушанье в печь для готовки, и обозначил данный процесс разговорным глаголом запихать ("поместить куда-либо”), который и был использован в качестве мотиватора для обозначения результата действия.
Зацепелка - петелька.
Вновь мы видим, что в качестве ОП ребёнок выделяет действие, в данном случае обозначаемое глаголом зацеплять (зацепить). Е.А. Земская в говорит о том, что "слова данного типа ярко демонстрируют деятельностный характер словообразования. Создаются наименования разнообразных предметов, бытовых и небытовых, которые человек именует по производимому данным предметом действию. Например, точилка, открывалка, хваталка. Слова на - лк (а) создаются на случай, когда говорящий не знает общепринятых номинаций. Они удобны своей семантической прозрачностью, позволяют членить предметный мир на множество разновидностей: умывальник - хлюпалка, выключатель на торшере - дёргалка; есть взбивалка, прыскалка и посыпалка".
Можно предположить, что ребёнок не знает точного обозначения данного элемента одежды, поэтому петелька, при помощи которой можно "зацепить” пуговицу и другой предмет, становится зацепелкой, т.е. в качестве ОП выступает глагол зацепить (зацеплять), к которому добавляется суффикс - лк (а) в значении "предмет, предназначенный для выполнения действия" .
Слизалка - леденец
С точки зрения ребёнка леденец - это то, что нужно слизать, слизывать. Поэтому ОП для ребёнка является действие, совершаемое над объектом, и в роли мотиватора выступает глагол слизать. Поскольку субстантивы подобной морфемной структуры называют или предмет, предназначенный для совершения действия (зажигалка), или помещение (читалка), или лицо, совершающее действие (гадалка), и т.д. , но не объект действия, данное новообразование мы признаём окказиональным.
Другое о педагогике:
История возникновения и развития художественной вышивки
бисером
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколь ...
Пути формирования коммуникативной компетенции учащихся 2 классов при
использовании дидактического сборника «Игровой калейдоскоп»
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенции. Именно применение дидактического сборника «Игровой калейдоскоп» поможет в формировании компетенции. Использование игр представляют мощный инструмент мотивации ...
Создание программного продукта
При выполнении проектной деятельности стандартно создаются: презентация и буклет проекта, методические и дидактические материалы. Вся изготовленная информация эффективно представляется с помощью Web – сайта. Но существуют не стандартные проекты, которые содержат разработанную программу, которую пре ...