Из истории изучения детской речи

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Из истории изучения детской речи

Страница 1

Детская речь изучается в настоящее время разными науками. Наиболее часто детскую речь выделяют в качестве объекта исследования психология, психолингвистика и лингвистика, используя при этом свои, специфические методы, концентрируя внимание на каком-либо одном аспекте этого сложного явления.

Речь активно формируется в первые три года жизни . К трем годам ребенок овладевает определенными формами общения с окружающими:

ситуативно-личностными (первое полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (шесть месяцев - три года). С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения - вне- ситуативно-познавательной форме общения (три года - пять лет).

Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения. А к шести - семи годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, которая формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

Лингвистические исследования детской речи внимательны к речи как к лингвистическому феномену, хотя в рамках этих исследований сложно решить многие вопросы, связанные, например, с психикой ребёнка, с его речевым развитием. Но такая задача перед лингвистическими исследователями и не должна ставиться. Основные проблемы исследователей детской речи, использующих лингвистические методы описания, связаны с непониманием специфики детской речи как системы особого рода, которая развивается иным путём, нежели "имитация тех элементов языка, которые ребёнок слышит в речи взрослых".

Создание ребёнком новых слов - это творческий процесс, сущность которого составляет поиск образной мотивированности в новообразованиях. Ранее считалось, что в основе овладения языком лежит имитативный принцип: ребёнок слышит слова, выделяет по аналогии грамматические конструкции и подмечает, к каким ситуациям они относятся, причём слышит и повторяет не просто, а "к месту", и таким образом учится говорить.

Основоположник современной лингвистики Фердинанд де Соссюр также не прошёл мимо детских инноваций, которые интересовали его в связи с анализом явлений аналогии. Распространённость образований по аналогии он объяснял тем, что дети "ещё недостаточно освоились с обычаем и не порабощены им окончательно".

Большое внимание творческим аспектам речевой деятельности ребёнка уделяли представители казанской лингвистической школы (Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий и И.А. Бодуэн де Куртэне).

И.А. Бодуэн де Куртэне, идеи которого во многом определили состояние современной лингвистической науки, не только настаивал на необходимости изучать разнообразные факты детской речи, но и сам в течение многих лет записывал речь своих детей, снабжая эти записи подробным лингвистическим комментарием. Учёный предполагал, что по детским новообразованиям можно предсказать будущее состояние языка.

Академик Л.В. Щерба подошёл к детским новообразованиям как к специфической разновидности так называемого отрицательного языкового материала. Интерес к детской речи в целом и к речевым инновациям в частности был обусловлен всей направленностью лингвистической концепции Л.В. Щербы - её принципиальной ориентацией на анализ живых, а не "мёртвых" языковых явлений, на рассмотрение творческого аспекта речевой деятельности, на внимание к тем процессам, которые при производстве речи и её восприятии происходят в мозгу детей. Он утверждал, что деятельность человека, усваивающего язык на основании определённого языкового материала, сродни деятельности учёного-лингвиста, выводящего из такого же материала представление о языке как таковом. Отстаивая существенное для его концепции понимание грамматики как "сборника правил речевого поведения", он основывался на фактах детской речи, точнее, именно на детских новообразованиях. Л.В. Щерба, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, считал возможным привлекать факты детской речи для констатации тех или иных тенденций изменения языковой системы. Например, он сделал заключение о наблюдающемся в современном языке разрушении категории притяжательных прилагательных на основании наблюдения: что ребёнок чаще скажет папиная дочка, чем папина дочка.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Роль Ломоносова в создании Московского университета
Развитие высшего образования в России начал Петр I, в 1724 году он издал указ о создании Академии в Петербурге. В академии должны были вести научную и учительскую деятельность, поэтому при академии были созданы гимназия и университет. По замыслу Петра I они должны были сократить разрыв между Россие ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...

Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном ср ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru