Обучение музыкальной литературы в ДМШ - это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь. Как донести до детей большой объем необходимого для усвоения материала, при этом не вызвав у них отрицательных эмоций, как найти время на уроке для музыки, творчества и общения, как привить детям любовь к музыкальной культуре и желание слушать и изучать ее в будущем? Поиски ответов на эти вопросы приводят к поиску методов и форм подачи материала, максимально способствующих оптимизации учебного процесса.
Использование активных методов обучения на уроках музыкальной литературы позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Ребенок интуитивно понимает, что у красоты нет утилитарного назначения, но есть некое положительное эмоциональное наполнение, которое человеку необходимо, необходимо для его души.
Произведения разных видов искусств имеют схожие средства выразительности. Например, такое средство выразительности, как “ритм” существует и в изобразительном искусстве, и в литературе (в поэзии), и конечно, в музыке. То же самое можно сказать и о динамике, и о гармонии (только в изобразительном искусстве это будет называться колоритом).
Большая часть информации воспринимается людьми посредством зрительных анализаторов, т.п. проще говоря, глазами ребенку воспринимать материал гораздо легче, чем ушами, а, следовательно, параллели с изобразительным искусством будут более чем уместны.
Теперь о том, каким образом используется соотношение этих трех видов искусства на уроках.
Музыка – это предмет изучения
Изобразительное искусство – как иллюстративный материал и способ самовыражения
Литература – только как иллюстративный материал.
Из этого следует что, использование полихудожественного подхода, основанного на синтезе искусств, помогает учащимся:
получить дополнительные способы усвоения учебного материала;
существенно активизировать слуховое восприятие;
формировать стремление показать свою индивидуальность (для будущего музыканта это немаловажно);
находиться в активной позиции, в состоянии поиска.
Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько “плюсов”:
приобретенные детьми знания становятся более “живыми” (не “сухими” и академичными);
на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка;
появляются доверительные отношения между учителем и детьми;
у учащихся формируется интерес к уроку, к музыке, к искусству.
С позиций исследователей, детская школа искусств - наиболее удачная, проверенная временем образовательная форма для реализации наиболее актуальных педагогических инноваций, с одной стороны, и для эффективного использования прекрасных традиций отечественной школы, с другой. Именно в таких школах возможна плодотворная интеграция искусств, позволяющая ребенку освоить мир искусства, создать собственный, что называется “золотой запас впечатлений”, выстроить для себя четыре главных “столпа образования”, то есть: научиться познавать, научиться
Роль художественного образования, которое наиболее квалифицированно, продуктивно, продуманно осуществляется в системе школ искусств, без преувеличения огромна в сложном деле воспитания и развития: развития эстетических чувств, эмоциональной культуры, т.е. умения сопереживать, сочувствовать, ориентироваться на высокие нравственные идеалы. На уроках искусства ребенок обретает опыт мудрости, служения идеалам нравственности, долга, ответственности, противостоянии агрессии. Под руководством педагогов дети постигают не просто образцы художественного творчества, но важные элементы других культур, учатся тактично и уважительно относиться к явлениям непонятным, но важным для других наций. Никакие иные дисциплины образовательной сферы не направлены на воспитание толерантности столь последовательно и прямо, как циклы художественного образования.
О значимости художественного образования и школ искусств, как важнейшей части этой системы, в воспитании молодого поколения можно говорить очень много. День за днем, год за годом, кропотливо и деликатно учитель вместе со своими воспитанниками проходит путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность и глубину. Этот процесс направлен на формирование у учащихся новых эталонов прекрасного, устремленности к незнакомым ранее образцам. Умение слышать и понимать хорошую музыку, разбираться в текстах великих писателей, отличать настоящую живопись от массового пошлого кича, искусство кино от примитивных поделок – это важный этап приобщения к культуре. Постепенно ребенок начинает получать эстетическое удовольствие от подлинного высокого искусства. Такой духовный опыт, в свою очередь, влияет на формирование жизненных ориентиров.
Другое о педагогике:
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной
работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...
Тенденции в мировой системе образовательного пространства
мировой образовательный пространство нововведение Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говори ...
Мотивы, познавательные интересы младших школьников
Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивационная сфера личности - совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Структур ...