Понятие «Ручной труд» появляется в программе воспитания и обучения в детском саду только в старшей группе (дети от 5 до 6 лет). Ручной труд призван развивать у детей желание делать что-либо своими руками, мастерить.
В рамках ручного труда в старшей группе необходимо приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенных на занятиях. А также формировать умение делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т.д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.
Также целесообразно в этом возрасте привлекать детей к участию в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий. Учить экономно и рационально расходовать материалы.
В подготовительной группе продолжают развивать желание заниматься ручным трудом у дошкольников и приучать к самостоятельной деятельности, использовать навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
В этом возрасте рекомендуется формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель, салфетки); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей; украшения на елку.
Также необходимо привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и прочее), в ремонте книг, настольно-печатных игр. Учить экономно и рационально расходовать материалы и учить детей пользоваться иглой, выполнять шов вперед иголку и через край, пришивать пуговицы.
К концу года дети могут
Одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.
Организовывать свое рабочее место для занятий и привести все в порядок по окончании.
Осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за животными, растениями, на участке в соответствии с сезоном и погодными условиями.
Изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов.
Отличительная особенность ручного трудового воспитания состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего, чувственное (сенсорное) познание действительности.
Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остаётся актуальной на протяжении всего дошкольного периода.
Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития».
Говоря о значительных общеразвивающих возможностях, потенциально присущих практической деятельности, мы, разумеется, не имеем при этом в виду любой урок ручного труда. Дело в том, что на автоматическое развитие разума через практическую информацию можно рассчитывать лишь в самом младшем дошкольном возрасте. Малыш приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.
Позднее к ощупываниям, разглядыванию добавляются манипуляции с предметами. Ребенок пытается передвигать, менять их положение относительно друг друга в пространстве, приставлять, прикладывать, присоединять и т.д. При этом он не ставит перед собой какой-либо цели; манипулятивные действия хаотичны и заранее не осмысливаются, но именно они позволяют на данной возрастной ступени значительно расширять и уточнять сенсорный опыт и развивать мышление.
В последующие возрастные периоды манипуляции с предметами уже не обеспечивают интенсивного развития дошкольника и постепенно замещаются такими видами практической деятельности, в которых заранее присутствует определенная цель (или замысел): построить дом, нарисовать машину и т.п. Правда, на первых порах замысел еще очень неустойчив и по ходу практического действия может меняться. Например, ребенок задумал строить домик, но через несколько минут после начала работы он заявляет, что делает заборчик, а по ее окончании удовлетворенно замечает: «Хорошие ворота получились!».
Это свидетельствует лишь о том, что манипулятивная деятельность еще не исчезла, и ребенок в значительной мере мыслит ассоциациями, что закономерно и нормально.
Однако чем старше становится дошкольник, тем большую устойчивость приобретает первоначальный замысел, а развивающее воздействие практической деятельности определяется уже тем. насколько она подчиняется этому замыслу. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, все более тесно взаимодействуют с процессами мышления. Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает; для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому, как отмечают психологи и педагоги, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт в построение более сложных познавательных процессов, причем таким образом, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании этих процессов.
Другое о педагогике:
Синонимия словообразовательных морфем
Сложность словообразовательной системы заключается в наличии синонимичных словообразующих аффиксов, при этом выбор определённой морфемы из существующих в русском языке часто обусловлен формальным ограничением русской морфотактики. Почему того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, ...
Экономическое воспитание ребенка в семье
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., – это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельност ...
Формы организации детей по формированию навыка «труд в
природе»
Формами организации деятельности детей являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведен ...