Еще один необыкновенно значимый момент, лишний раз демонстрирующий истинное предназначение школ искусства в современный период развития нашего общества. Это - профессиональная подготовка будущих художников, музыкантов, хореографов, дизайнеров. Средняя школа дает базовое, т.е. общее образование. Однако быть необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации - это уже задачи, во многом решаемые школами искусств. Если базовое школьное обучение проходят, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то образование в школах искусств многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Есть возможность выбирать то, что близко их природе, что отвечает их внутренней потребности, помогает удовлетворить интересы, образовательные запросы и т.д. В этом смысле ценность данного обучения в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает растущему человеку в профессиональном самоопределении, способствует реализации его сил, знаний, полученных в базовом компоненте — в общей средней школе. За счет большой вариативности и наличия большого выбора программ, в школах искусств в полной мере можно использовать личностный подход.
Основное содержание образования в школах искусств – практико-ориентированное, деятельностное: здесь учащийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания. Такое образование – исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Знания, полученные таким путем, личностно значимы. Через свое собственное маленькое открытие дети открывают мир и находят свое место в нем.
Кроме того, необходимо констатировать: чтобы через 15 лет сформировать оркестр Большого или Мариинского театров, уже сегодня в музыкальные школы должны прийти несколько тысяч детей .
Единая природа всех видов искусства предполагает их взаимодействие и охват всех видов художественной деятельности в опоре на полихудожественные возможности каждого ребенка.
Акцент занятий должен переместиться с профессионально-искусствоведческой системы приемов и терминов на развитие собственной художественно-творческой деятельности детей.
Основой развития детей должно выступать живое искусство и творчество детей. Техника и тиражная продукция призваны лишь интенсифицировать этот процесс.
Особо мне хотелось бы остановиться на раскрытии основ полихудожественного подхода, разнообразными направлениями которого занимаются сотрудники лаборатории интеграции искусств и МХК.
Программы полихудожественного типа предполагают развитие разных видов детского творчества. Взаимодействие искусств - явление многоуровневое, включающее собственно взаимосвязь искусств, взаимосвязь искусств с природными объектами. Наиболее развернутые формы интеграции возможны лишь при внутренне обусловленном развитии и проявлении в деятельности воображения, фантазии, памяти ребенка, когда любой художественный продукт создается за счет внутренних потенций ребенка.
Полихудожественный подход акцентирует внимание педагогов на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения в художественной деятельности. В этом заключено основное отличие полихудожественного подхода от профессионально-искусствоведческого, обращенного к развитию практических навыков деятельности и получению знаний о фактах искусства прошлого.
В системе полихудожественного подхода обучение приобретает силу обращения к чувствам (“живому сенсорному проявлению личности” - (Юсов)), а не только к рациональной сфере. Данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к творчеству. Интеграция различных видов искусства на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся.
Следует подчеркнуть, что для полихудожественного подхода первичным являются не понятие продукта творчества (что характерно для профессионально-искусствоведческого подхода), не категория творчества, где главным являются практические навыки деятельности и знания фактов истории искусства, а - “воображение и духовное возвышение личности через активное самостоятельное творчество на общее благо”. Самостоятельное творчество в данном контексте подразумевает синтез таких качеств, как сознательная активность, желание бескорыстно и радостно создавать нечто новое, творить, опираясь на собственные силы, собственными руками, вносить свой личный вклад в общее дело. Для понимания особого мира детского искусства необходимо преодолеть односторонний взгляд на ребенка только как на будущего взрослого, который еще не развился, не сформировался. Только непредвзятому взгляду может открыться выразительность и красота детского искусства. В творческих работах детей обращает на себя внимание острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать, а также способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым.
Другое о педагогике:
Школа Ямбурга
Официальное название этого государственного среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова. За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом ...
Синкретизм как доминирующая черта современных методов обучения сольфеджио
Современные методики преподавания различных предметов (что касается и общеобразовательной, и музыкальной школ) характеризуются комплексным подходом к обучению, или синкретизмом. Под синкретизмом следует понимать стремление к отработке и развитию на каждом занятии нескольких навыков, а не только как ...
Характеристика умственной отсталости
В настоящее время растет число детей с различными аномалиями в развитии, в том числе и количество детей с умственной отсталостью. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, использу ...