В играх с использованием карт, планов, схем, таблиц могут участвовать как отдельные ученики, так и команды учащихся.
Игра обычно представляет собой поиски наиболее удачного (короткого, интересного, удобного и т.п.) маршрута.
В некоторых играх используется кубик, на шести гранях которого нанесены точки числом от одной до шести. Играющие по очереди подбрасывают кубик; число, оказавшееся на верхней грани упавшего кубика, обозначает количество "шагов", которые совершает по своему маршруту учащийся, бросивший кубик.
"Шаги" отсчитываются с помощью фишки, которая у каждого играющего или у каждой команды своя, отличающаяся от других, например цветом. Это могут быть небольшие конусы, склеенные из плотной цветной бумаги, или просто разноцветные кусочки картона.
Многие игры проводятся без кубика и без фишек. Примером может служить игра "Спасатели".
"Спасатели"
Цель игры: отработка форм и употребления глаголов движения и падежных форм существительных с предлогами.
Реквизит: карта местности (см. дополнения А, Б); секундомер.
Условия игры. Играющим предлагается внимательно рассмотреть карту и сообщается, что необходимо разыскать заблудившегося туриста. С этой целью между игроками (или между командами) распределяются обозначенные на карте маршруты. Преподаватель (или ведущий) называет точное место, где потерялся турист (например, в овраге или около одинокой сосны). Это место должно находиться в зоне поиска, отмеченной на карте. Каждый участник игры должен быстро просмотреть свой маршрут до зоны поиска, а в зоне поиска выбрать кратчайший путь к заблудившемуся. Затем каждый играющий проговаривает свой маршрут в быстром темпе. Ведущий следит за временем по секундомеру. Если играющий совершил ошибку, преподаватель просит его повторить фразу. Побеждает тот, кто быстрее всех без ошибок проговорил маршрут.
Образцы рассказов участников игры (предположим, что потерявшийся турист находится в пещере):
Я подошел к музею, прошел под аркой, перешел через мост, вошел в парк, обошел вокруг карусели, пошел по шоссе, потом вдоль шоссе, перешел через ручей, прошел мимо ели и дома лесника, подошел к зоне поиска; здесь я прошел мимо родника и одинокой сосны, прошел между ямой и водопадом, перепрыгнул через ручей и мимо большого камня подошел к пещере.
Я вошел в лес, потом вышел на пляж, переплыл на лодке через озеро, вышел возле завода, прошел мимо строительства вдоль шоссе, прошел под мостом, подошел к зоне поиска возле старого дома, обошел высокую скалу, перелез через овраг и мимо залива подошел к пещере.
Я вышел из дома, вошел в сад, вышел из сада, обошел вокруг старой мельницы, направился к турбазе, оттуда пошел мимо трактора в поле через мост, вдоль детской железной дороги, потом через большое болото к зоне поиска; здесь я прошел мимо высокой скалы, поднялся в горы, спустился в ущелье и по ущелью подошел к пещере.
"Мы планируем маршрут"
Цель: активизация речи с использованием глаголов движения и существительных в косвенных падежах с предлогами и без предлогов.
Реквизит: Может быть использована карта любого города или карта мира.
Условия игры. Преподаватель делит группу на команды. В каждой команде три-четыре человека, которые выбирают капитана. Все команды получают общее задание: сообща выработать самый короткий (интересный, удобный) маршрут из пункта А в пункт Б (пункты называет преподаватель).
Командам дается три-пять минут для обсуждения. По истечении этого времени капитаны от имени своих групп рассказывают о своем маршруте.
Образец:
Преподаватель. Какая команда составит самый короткий путь из Москвы в Баку?
Капитан команды I. Мы предлагаем выехать из Москвы и направиться к городу Туле, оттуда ехать на юг к городу Липецку, потом через Воронеж к Ростову-на-Дону, затем через Краснодар и Грозный доехать до Баку.
Капитан команды ІІ. Мы думаем, что лучше ехать через Рязань, потом доехать до Тамбова, оттуда сразу на Волгоград, затем вдоль Волги в Астрахань и по берегу Каспийского моря в Баку.
Преподаватель. Итак, самый короткий маршрут предложила команда.
"Кто быстрее доедет (дойдет)"
Цель: речевая тренировка по теме "Город. Транспорт" (употребление глаголов движения, обозначение местонахождения).
Реквизит: схема или карта любого города или страны; кубик; фишки по числу играющих.
На схеме или карте преподаватель предварительно рисует маршруты, отмечая порядковой цифрой каждый пункт передвижения вплоть до конца маршрута.
Другое о педагогике:
История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...
Опыт обучения детей некоренных национальностей в 90-е годы
В последние годы заметны успехи поликультурного воспитания в России. При этом надо учесть ряд обстоятельств. Федеральный государственный стандарт средней школы предлагается на русском языке. К началу 90-х годов доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением на русском яз ...
Развитие словаря в игровой деятельности
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов: 1 этап – диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР. 2 этап – коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с ...