Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Страница 7

2. «Дождик» — русская народная потешка с аккомпанементом инструментов и звучащими жестами. Модель позволяет развернуть рондообразную форму АВА-ВА, в которой эпизодами будут звучащие жесты, а вступление и заключение можно составить из звукоподражательных слогов и ритмичной игры треугольника. Хороводная форма: пение и движение по кругу; звучащие жесты, ритм которых меняется учителем при каждом новом повторе.

3. «Скок-скок» (русская народная потешка). Интонационно-ритмическая игра-распевка. Учащиеся свободно располагаются стоя. Потешка поется с аккомпанементом звучащих жестов, инструментов (в предложенных вариантах) или других, придуманных детьми. Сразу после пения следует ритмическая игра «Эхо», в которой все дублируют без паузы заданный педагогом или ребенком рисунок (2—4 такта). Затем потешка повторяется, но от другого звука, высота которого каждый раз произвольно задается любым желающим на слог «ля». Все учащиеся стараются подстроиться к нему в унисон и начинают петь. Желательно, чтобы начальные звуки попеременно принадлежали то более высокому, то более низкому регистрам (речевому и фальцетному). Игра повторяется несколько раз, разворачиваясь по форме А1 В1 А2 В2 А3 В3 и т.д. Когда потешка поется последний раз, дети свободно и энергично движутся поскоками по аудитории (один из возможных вариантов). Педагог может импровизировать ритмический аккомпанемент на ручном барабане или другом инструменте.

4. «Мороз» (русская народная потешка). Речевая игра с движением. Учащиеся становятся по кругу и, выполняя придуманные движения, выразительно и четко артикуляционно декламируют текст со звучащими жестами, которые нужно подобрать к тексту:

Ты, мороз, мороз, мороз,

He показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой!

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки,

С горки у-ух!

Варианты движения могут быть такие: в 1-й части игры дети движутся в круг и из круга, сопровождая пение ровными шлепками и выполняя хлопок на паузу. Во 2-й части («А мы саночки возьмем») берутся за руки и бегут легким бегом с ускорением. В конце все падают. Предложенная модель может многократно варьироваться как по характеру движения, аккомпанемента звучащих жестов, так и в интонационном произнесении самого текста.

5. «Зима». Пение с тональным аккомпанементом и звучащими жестами. Желательно, знакомя учащихся с песней петь ее без фортепиано. Учителю также можно предложить аккомпанировать своему пению и чтобы дети повторяли за ним звучащими жестами. При следующих исполнениях добавляется тональный аккомпанемент. Учащихся можно попросить тихонько подпевать учителю. Это приучит их внимательно прислушиваться к общему звучанию и своему голосу.

Учащиеся садятся в круг, в центре которого располагаются играющие на инструментах. Во время пения можно выполнять такую последовательность из звучащих жестов ( ): два тихих щелчка пальцами, легкий шлепок по своим коленям, шлепок по коленям своих соседей справа и слева одновременно двумя руками (руки перекрещиваются). Следует обратить внимание детей на остановки в пении на месте фермат, движение здесь как будто на несколько секунд замирает. Из предложенных вариантов аккомпанемента учащийся может быть выбран любой или придумать свой.

6. Весновкин прибаутнычек

Предлагаемый здесь план весеннего занятия очень разнообразен, каждый учитель в нем может найти материал, подходящий для его детей. При этом модели могут использоваться на уроках и отдельно. План при желании легко превращается в сценарий. В этом случае подготовка к уроку не должна стать серией репетиций. Каждое исполнение - это музицирование, а не подготовка к нему. Материал следует использовать творчески. Учащиеся сами могут в нем многое изменять и интерпретировать.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое о педагогике:

Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож­но проведение семинар ...

Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой. Например, если то или иное занятие по развитию связной речи р ...

Контрольный эксперимент и его анализ
По окончании формирующего (обучающего) эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Контрольное задание показало, что практически у большинства детей экспериментальной группы с задержкой психического развития повысилась успешность и качество выполнения заданий. Так, в первом задании на с ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru