Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Страница 5

В процессе нашего исследования стала очевидной одна истина: педагогика Орфа не может принудительно «тиражироваться». Она предполагает, что каждый педагог, работающий по принципам Шульверка, будет соавтором Орфа: развивающим, дополняющим и адаптирующим «букварь элементарной музыки». К такой работе нужно иметь собственное внутреннее стремление, только тогда она будет плодотворной и принесет тот результат, который имел в виду Орф.

Сегодня многим становится все более очевидным, что о разных путях к одной и той же вершине уже нельзя не знать, так как незнание в данном случае можно приравнять к одной из форм педагогической некомпетентности. У мировой музыкальной педагогики есть многообразный и успешный опыт воплощения общих с нами ценностей и идеалов. В коллективную сокровищницу педагогической мудрости внесли свой вклад Запад и Восток, философы и психологи, этнографы и композиторы. На сегодняшнем этапе нам необходимо уметь профессионально использовать уже имеющиеся знания, сообразуясь со здравым смыслом и реальной ситуацией.

Руководствуясь вышеизложенным мы попытались выявить, систематизировать и методически сопроводить образцы детского русского музыкально-поэтического фольклора, способных взять на себя функцию тематических моделей для музицирования. Основным ориентиром в данном процессе нам служили следующие положения:

- выявленные модели должны быть доступными, адаптированными к «технике элементарного стиля» (созданию остинатных форм), иметь определенную художественную ценность;

- в качестве базовых средств музыкально-творческого обучения выступают: музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве;

- рассматриваемые образцы должны решать конкретные педагогические задачи, способствовать развитию творческих, созидательных способностей детей, формировать их художественную культуру, содействовать приобретению навыков активного оперирования музыкальной лексикой;

- воспитывать любовь и бережное отношение к народному творчеству.

Предлагаемые ниже модели занятий для младших школьников не являются в традиционном смысле ни сценариями, в которых с точностью расписаны все роли, ни планами уроков, где определена и выверена последовательность педагогических действий. Это действительно модели занятий, которые предполагают не только творческую работу педагога по осмыслению и принятию новых методов обучения, но и по адаптации, приспособлению данного материала к возможностям и способностям конкретных детей.

На первом этапе следует начинать работу с одной из предложенных моделей, стараясь вызвать активный интерес детей, познакомить их с условиями работы на уроке, когда все могут быть участниками, с правилами поведения, обсуждения, реакции и т.д. Очень важно подойти творчески к исполнению каждой из моделей, воспринимая ее как образец для своей интерпретации, индивидуальной обработки, собственных сочинений, а не для точного копирования. В этом состоит принципиальная особенность данного материала. Он создан для активного постижения детьми музыки в игре ее элементами. Педагогу нужно все время подталкивать их к поискам своего решения в речевой интонации, звучащих жестах, мимике, движении, тембровом оформлении композиций. Импровизационные типы заданий предполагают поиск детьми своего индивидуального варианта как способа самовыражения в коллективном музицировании. Радость ребят от участия в совместном музицировании, их раскованность, свобода, удовольствие от слаженной «работы» чувства и мысли, творческое вдохновение не могут оставить равнодушным педагога, искренне их любящего и желающего не только учить, но и развивать их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое о педагогике:

Проблема формирования интереса к изучению русского языка в школе
Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальн ...

Некоторые особенности изготовление детьми простейших народных музыкальных инструментов
Детская инструментальная игровая практика - чисто сенсорные звуковые сигналы и наигрыши при играх на сугубо детских звуковых орудиях, в основном - идиофонах, мирлитонах, аэрофона. По своему строю детская инструментальная музыка тесно связана с обрядовой, пастушеской, охотничьей, но более свободна, ...

Дидактические особенности проведения внеклассных занятий по художественной вышивке бисером
Набор учащихся в кружки проводиться в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. Для этого будущий руководитель кружка должен кратко рассказать содержания его работы. В помещении, где проводиться запись ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru