Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Педагогическая теория » Конструирование в дошкольном образовательном учреждении » Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Страница 1

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Необходимость создания предметной развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, С.Л. Новосёлова и др.), концепцией дошкольного воспитания, требованиями государственного образовательного стандарта.

В современных концепциях реализации средового подхода в педагогическом процессе представлены различные аспекты развивающей среды: сущностные характеристики, базовые и вариативные компоненты (С.Л. Новосёлова), принципы и варианты построения (В.А. Петровский, Л.М. Кларина), соотношение статичных и динамичных объектов (Ю.С. Мануйлов).

Схема 2. – Основные элементы предметной развивающей среды.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

В целях успешного овладения игровой строительной техникой и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создание в дошкольных образовательных учреждениях соответствующих условий. В современных условиях возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования предметно-развивающей среды как условия формирования личности ребёнка.

Концепция В.А. Петровского рассматривает ряд принципов построения предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях:

· Дистанции;

· Активности;

· Стабильности и динамичности;

· Комплексирования и гибкого зонирования;

· Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;

· Открытости и доступности;

· Учёта половых и возрастных различий детей;

· Соответствия возрасту;

· Эстетического оформления .

Р.М. Чумичева при конструировании социокультурной пространственно-предметной среды разработала следующие принципы:

· Стимулирующий исследовательскую деятельность и активность ребёнка;

· Удовлетворяющий потребности в культурно-ценностном познании, преобразовании, переживании при учёте возраста дошкольников;

· Творческо-гуманной направленности;

· Свободы и самостоятельности;

· Интегративности;

· Диалогичности;

· Гуманитарности.

Соблюдение вышеуказанных принципов построения предметно-развивающей среды делает её саморазвивающейся и развивающей ребёнка.

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предлагают примерные варианты подбора материалов и оборудования .

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Учебно-тематические планы практических занятий
1. Принципы конструирования практических занятий Специфика дисциплины «Формообразование» заключается в том, что в ней одним из главных элементов обучения является творчество, которое осуществляется на практических занятиях. На лекционных занятиях и при проведении проверочных работ этот элемент прак ...

Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического развития формам связной речи
Одно из важнейших условий коррекции речи детей с задержкой психического развития – организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка. Умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проя ...

Общие положения и методические рекомендации для занимающихся самостоятельно
Итак, молодой друг, ты решил серьезно заняться своим физическим совершенствованием. И не только потому, что ребята из твоей группы обгоняют тебя в беге, больше подтягиваются, дальше прыгают, но еще и потому, что ты заметил дефекты в своей фигуре. Опущенные плечи, слегка провисает живот. И это в 16 ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru