Речевые нарушения у детей

Страница 1

Речь - одна из самых сложных высших психических функций человека. Развить эту функцию - основная задача коррекционно-воспитательной работы. Достаточный уровень развития речи ребёнка является основой её полноценного психического развития.

Нарушение речевого развития негативного влияние на формирование личности ребёнка, что сказывается на процессах её социальной адаптации. Причины этого многообразны: пороки устной речи и нарушения, которые непосредственно и опосредованно связанные с речью (нарушение корковой нейродинамики и ослабления тонких дифференциаций в культурно-двигательном анализаторе, дискоординованисть, нечёткость в работе подвижных органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти, неба, нарушения тонкой произвольной моторики пальцев рук, расстройства вегетативной нервной системы). Детям с патологиями речи также свойственны:

- Тревожность. Дети эмоционально уязвимы, плаксивые, боятся общаться;

- Замкнутость. Дети отстранены от сверстников и взрослых вследствие непонимания окружающими их речи;

- Неуверенность в собственных силах. Дети переживают свою несостоятельность понять полноценно инструкцию и справиться с определенной задачей вследствие заниженной самооценки;

- Негативизм, который проявляется неуравновешенностью, повышенной раздражительностью, упорством;

- Детские страхи, которые возникают из-за психотравмирующую ситуацию. В некоторых случаях сильные или продолжительные переживания переходят в невроз страха.

Поэтому при организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с патологиями речи следует учитывать не только особенности проявлений речевого нарушения, но и вторичные отклонения в развитии ребёнка обусловлены таким пороком речи.

Для ребёнка с патологиями речи нужны особые формы образовательной среды: создание единого коррекционно-развивающего пространства и оборудования предметно-развивающей среды, которое стимулировало речевое и личностное развитие ребёнка. Образовательные элементы такой среды приобретают специфический коррекционного содержания и требуют применения соответствующих средств, методов, форм организации коррекционно-воспитательного процесса.

Игра является наиболее эффективным средством для формирования развивающей среды. Поэтому в организации коррекционно-воспитательной с детьми, имеющими нарушения речевого развития, значительная роль принадлежит игре. Она должна занять важное место в логопедической работе. Но, конечно, было бы правильно осуществлять всю коррекционную работу только игровыми методами.

Логопед, учитывая конкретные условия работы с теми или другими детьми, в частности уровень их развития, отношения к занятиям, утомляемость и т.д., решает, когда и как использовать игру. Обучая детей в процессе игры, педагог стремится, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Включая игру в занятие, логопед беспокоится, чтобы основная дидактическую задачу, которая составляет содержание игры, соответствовало учебной цели занятия, было для детей посыльным, способствовало максимальной активизации не только речи но и умственной деятельности.

Речь детей с патологиями речи по вариантам нарушения делится на следующие группы:

1. Дислалия – наиболее часто встречающийся вариант нарушения речи, когда нарушается произношение отдельных звуков. В этом случае нужна помощь логопеда, который поможет откорректировать произношение и научить губы произносить правильно звуки.

2. Дизартрия – эта форма нарушения более часто встречается у детей с ДЦП и нарушением нервоной системы, когда кроме неправильного произношения наблюдается нарушение тонуса языка.

3. Ринолалия – возникает при дефекте артикуляционного аппарата, при этом все звуки произносятся нечётко, речь монотонна и непонятна. В этом случае нужна помощь отоларинголога.

4. Алалия – это частичное или полное нарушение речи у ребёнка при нормальном слухе, которое возникает при недоразвитии или поражении речевых центров головного мозга. Различают моторную алалию, когда нарушено произношение, но при этом ребёнок всё понимает, а также сенсорную алалию, когда ребёнок не понимает сенсорную речь, что возникает в связи с поражением определённых центров головного мозга.

Развитие детей с нарушением речи должно проводиться под обязательным контролем логопедов. Некоторые формы нарушения речи могут устраниться с помощью специальных упражнений, а также комплексной терапии.

У детей с патологиями речевого развития наблюдаются трудности некоторых высших корковых функций (слухомовленневого восприятия, ориентировки в пространстве и т.д.) и особенности протекания интеллектуальной деятельности (повышенная истощаемостью, неравномерная работоспособность, нарушение речевой памяти, склонность к инертности). Вследствие этого данной категории детей трудно включиться в организованную педагогом игровую деятельность. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. При проведении игр логопеду следует учитывать, что наличие речевого дефекта может привести отклонения в психической сфере ребёнка такие как повышенная возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, апатичность, психическая истощаемость.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Анализ результатов диагностического исследования
Результаты группового обследования приведены в таблице №1. Табл.№1. № п\п Фамилия Имя ребенка Рез-ты вып-ия диагностич заданий Ср. балл. 1 2 3 4 5 6 7 1 Арсланова Анжела 2 2 1 1 3 2 2 1,9 2 Артемова Олеся 1 1 1 1 2 1 1 1,1 3 Алимов Рамиз 3 2 2 3 2 2 1 2,1 4 Багаутдинов Ильгиз 2 1 3 2 1 2 1 1,7 5 Ба ...

Роль Ломоносова в создании Московского университета
Развитие высшего образования в России начал Петр I, в 1724 году он издал указ о создании Академии в Петербурге. В академии должны были вести научную и учительскую деятельность, поэтому при академии были созданы гимназия и университет. По замыслу Петра I они должны были сократить разрыв между Россие ...

Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста
сюжетный ролевой игра дошкольник Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игр ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru