Нарушение общей и речевой моторики приводит к быстрой утомляемости в игре. Педагогу необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. С помощью игры можно научить ребёнка, освободить её от существующих комплексов и страхов. Иногда игра - единственный возможный путь помочь тем, кто еще не освоил мир слов. Игровая деятельность детей с патологиями речи формируется только при непосредственном воздействии и руководстве педагога. Сначала игровые действия происходят при очень ограниченном речевом общении, а это приводит к сокращению объема игр и их сюжетную ограниченность. Основные свои знания и впечатления такие дети получают в целенаправленной игровой деятельности, когда у них возникает потребность в словесном общении. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются различные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
- Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственного действенного и чувственного опыта. Это чрезвычайно важно для детей с тяжелыми патологиями речи, в которых опыт действий с предметами очень беден, не зафиксирован и не обобщен.
Ребёнку для усвоения способов ориентации в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия необходимы многократные повторения. Л.С. Выготский считал игру благоприятной средой для зарождения познавательных сил ребёнка и как основу для превращения игровых действий умственные, ведущим средством обучения и воспитания. Усвоение учебного материала требует многократных вариативных упражнений, но ребёнку для этого не хватает волевых усилий. Дидактическая игра позволяет обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Дидактическая игра имеет постоянную структуру. Играя, ребёнок незаметно для себя решает познавательную задачу. Дидактическое задачи, содержание и игровые действия - обязательные элементы дидактической игры. Дидактические и игровые задания обусловлены задачами учебно-воспитательной и коррекционной работы. Они могут быть различными: развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, закрепление произношения звука, развитие связной речи и т.п. Игровые задания позволяют детям проявлять активность, у них возникает желание и потребность решить их. Правила игры обусловлены содержанием игры и игровым замыслом. Они определяют характер и способы игровых действий ребёнка, организуют и направляют ее отношения с другими детьми, побуждают его управлять своим поведением. Соблюдение правил требует от ребёнка-логопатами волевых усилий, умения взаимодействовать с другими детьми. Играя дети осознают, что придерживаясь правил, скорее достигнешь результатов. Правила игры дисциплинируют, формируют выдержку, терпение. Они также влияют на решение дидактического задача - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на конкретную задачу. Игровые действия позволяют детям реализовать свои игровые замыслы и направлять свое внимание на их развертывание. Увлечённость игровой ситуацией является предпосылкой самопроизвольного решения дидактического задания. Результат игры воспринимается ребёнком как достижения (отгадывание загадок, придумывание слов на заданный звук и т.д.). Для логопеда результатом игры является уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков правильного произношения, усвоения определённых грамматических форм и т.д. При подведении итога игры необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей, проявить деликатность и оптимистическое отношение к их возможностям. В коррекционной работе используют игры с предметами. В таких играх используют дидактические игрушки (мозаику, кубики), реальные предметы, разнообразный природный материал. Такие игры направлены на закрепление знаний о свойствах и качества предметов, обогащения словаря ребёнка прилагательными, глаголами, развитие мелкой моторики пальцев рук и т.д. Для детей с патологиями речевого развития важное значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев рук. М.М. Кольцова установила, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Исследователи пришли к выводу, что формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев рук влияет на развитие активной речи.
Другое о педагогике:
Необходимость применения качественных задач
Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и л ...
Урок систематизации и обобщения изученного материала
Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет ...
Разработка занятия по курсу «Введение в психологию» по теме «Ощущение и
восприятие»
Актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущения и восприятия; Понимание отличий и взаимосвязей между процессами ощущения и восприятия; Формирование представлений о ведущем канале восприятия; Формирование умений определять и эффективно использовать свой ведущий канал восприятия; ...