Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки

Современное состояние гуманитарного образования школьников можно характеризовать с позиции совершенствования процесса в самых разных его направлениях. Так, образовательная область «Искусство», предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, перенять духовный опыт предыдущих поколений, освоить непреходящие ценности культуры, в том числе и культуры народной.

Будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта, фольклор всегда чутко отзывался на запросы людей. Являясь одним из действенных и ярких средств народной педагогики, он всегда таил в себе огромные дидактические возможности.

Развитие теоретической мысли и экспериментальная практика показали, что:

- обогащение педагогического процесса фольклором служит действенный методом гуманизации воспитания ребёнка;

- фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей;

- детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации;

- в силу своей синкретической природы, укоренившимися традициями свободного варьирования, импровизации, фольклор является благодатной почвой для формирования у детей творческих способностей.

Сказанное послужило основанием актуальности избранной нами проблемы исследования и позволило следующим образом сформулировать его тему: «Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки».

Целью нашего исследования является разработка технологии развития творческих способностей младших школьников в условиях урока музыки на примере освоения русского музыкального фольклора.

В качестве объекта исследования избирается музыкально-образовательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются пути и способы развития творческих способностей учащихся.

Гипотеза исследования заключается в следующем: творческое развитие младших школьников средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки будет протекать более эффективно, чем в существующей практике, если:

- творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного пространства и как критерий эффективности процесса обучения;

- отбор и структурирование содержания образования будет проводится на основе модели, отражающей последовательность реализации развития творческих способностей на материале русского музыкального фольклора с учетом изменений в личностной, познавательной и деятельностной сферах;

- основным средством реализации будут предлагаемые в исследовании методы развития творческих способностей.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия «творческие способности».

2. Выделить компоненты, критерии, показатели развития творческих способностей.

3. Разработать технологию развития творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора.

4. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературы по исследуемой проблеме;

- моделирование; анализ и обобщение теоретического и практического материала по развитию творческих способностей; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ учебных планов и программ, педагогический эксперимент.

База исследования: эксперимент осуществлялся в течение 2-х лет в условиях естественного учебного процесса с учащимися начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 г. Омска».

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом, подготовительном этапе (июль – август 2005) изучались теоретические аспекты проблемы, происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, определялись цель, предмет, объект и задачи исследования, уточнялась гипотеза. На втором этапе (сентябрь 2005 – май 2006) определялись структура и организация экспериментального исследования, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (июнь 2007) осуществлялись интерпретация и оформление полученных результатов исследования, уточнялись выводы.


Другое о педагогике:

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс? Трех-четырехлетний ребенок может испо ...

Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах
Одним из наиболее актуальных направлений деятельности органов управления образованием, методических служб на всех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечение перехода старшей школы на профильное обучение. Преимущественная профильность школы III ступени преду ...

Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru