Современное состояние гуманитарного образования школьников можно характеризовать с позиции совершенствования процесса в самых разных его направлениях. Так, образовательная область «Искусство», предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, перенять духовный опыт предыдущих поколений, освоить непреходящие ценности культуры, в том числе и культуры народной.
Будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта, фольклор всегда чутко отзывался на запросы людей. Являясь одним из действенных и ярких средств народной педагогики, он всегда таил в себе огромные дидактические возможности.
Развитие теоретической мысли и экспериментальная практика показали, что:
- обогащение педагогического процесса фольклором служит действенный методом гуманизации воспитания ребёнка;
- фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей;
- детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации;
- в силу своей синкретической природы, укоренившимися традициями свободного варьирования, импровизации, фольклор является благодатной почвой для формирования у детей творческих способностей.
Сказанное послужило основанием актуальности избранной нами проблемы исследования и позволило следующим образом сформулировать его тему: «Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки».
Целью нашего исследования является разработка технологии развития творческих способностей младших школьников в условиях урока музыки на примере освоения русского музыкального фольклора.
В качестве объекта исследования избирается музыкально-образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования являются пути и способы развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза исследования заключается в следующем: творческое развитие младших школьников средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки будет протекать более эффективно, чем в существующей практике, если:
- творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного пространства и как критерий эффективности процесса обучения;
- отбор и структурирование содержания образования будет проводится на основе модели, отражающей последовательность реализации развития творческих способностей на материале русского музыкального фольклора с учетом изменений в личностной, познавательной и деятельностной сферах;
- основным средством реализации будут предлагаемые в исследовании методы развития творческих способностей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия «творческие способности».
2. Выделить компоненты, критерии, показатели развития творческих способностей.
3. Разработать технологию развития творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора.
4. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии.
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературы по исследуемой проблеме;
- моделирование; анализ и обобщение теоретического и практического материала по развитию творческих способностей; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ учебных планов и программ, педагогический эксперимент.
База исследования: эксперимент осуществлялся в течение 2-х лет в условиях естественного учебного процесса с учащимися начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 г. Омска».
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом, подготовительном этапе (июль – август 2005) изучались теоретические аспекты проблемы, происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, определялись цель, предмет, объект и задачи исследования, уточнялась гипотеза. На втором этапе (сентябрь 2005 – май 2006) определялись структура и организация экспериментального исследования, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (июнь 2007) осуществлялись интерпретация и оформление полученных результатов исследования, уточнялись выводы.
Другое о педагогике:
Народная педагогика в семейном воспитании
Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Остановимся на вопросах на семейного воспитания. Семейное воспитание (то же самое – воспитание д ...
Контроль речевых умений
Правильно организованный контроль речевых умений (в том числе и в области говорения) дает учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса/группы в целом ...
Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского
В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, чел ...