Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Он открывает для себя новое место в социальном, пространстве человеческих отношений; умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия.
Ребенок пришедший в школу, не только различает цвета и формы, величину предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет.
Очень важно, чтобы ребенок умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Эталоны – это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов.
В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их сведя к системам цветов, форм, звуков – сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было высоким.
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Образное мышление – основной вид, в младшем школьном возрасте. Мышление ребенка отличается эгоцентризмом, особый умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения проблемных ситуаций.
Отсутствие систематических знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.
В современном обществе умственное развитие ребенка зависит от типа конструирования нового знания. Оно строится взрослым, обладающим уже сформированным интеллектом.
Интеллектуальное развитие определяется социальным фактором - индивид изменения социальными отношениями.
Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретает самостоятельность -- ребенок может сосредоточится на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
Преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. Она схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Из исследований Ж. Пиаже сделал вывод, что воображение претерпевает генезис подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично, ограничивается воспроизведением состояний доступных восприятию; по мере развития ребенка воображение становиться гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое.
Ж. Пиаже считает, что гибкое, воображение может реально помогать операционному мышлению. Ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок.
Можно наблюдать большую вариативность в характере деятельности творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие фантастические образы и ситуации. Специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки. Черти, водяные, русалки, феи, принцессы, персонажи народного творчества, существа созданные индивидуальной фантазией.
Наряду с совершенно реалистичными изображениями людей определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка. Содержание рисунков ребенка зависит от того культурного багажа, который определен духовным уровнем семьи и степенью ориентации ребенка, на реальную и воображаемую действительность.
Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способов освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личных качеств.
Проведённый нами анализ научной литературы позволил нам выявить некоторые условия развития творческих способностей.
Особо среди таких условий Р.С. Немов выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности.
Второе условие, предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Р.С. Немовым, заключается в том, что она (деятельность) должна должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.
Другое о педагогике:
Опытное преподавание
Я проходила педагогическую практику в МОУСОШ № 27 г. Кирова и провела два факультативных занятия в гуманитарном 10 классе по теме «Приложения производной» (разработка одного урока представлена в приложении). Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и м ...
Вокальная импровизация на уроке музыки
При освоении музыкального фольклора используются различные формы, стимулирующие творческую инициативу детей. Так в процессе певческого освоения фольклора одной из основных задач является воспитание умения создавать варианты из известных заданных элементов, «комбинировать старое в новые сочетания». ...
Разработка практическое занятия по теме "Ощущение и восприятие" с использованием интерактивных технологий
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно, чер ...