Вокальная импровизация на уроке музыки

Страница 1

При освоении музыкального фольклора используются различные формы, стимулирующие творческую инициативу детей. Так в процессе певческого освоения фольклора одной из основных задач является воспитание умения создавать варианты из известных заданных элементов, «комбинировать старое в новые сочетания».

На практике такая комбинирующая деятельность обязательно осуществляется в условиях эмоционального подъема. Она помогает развитию способностей детей и активному формированию знаний в сфере народно-песенного искусства.

Синкретичность музыкального фольклора обусловливает три основных вида в развитии творческой деятельности детей: импровизация поэтического текста, движений, музыкального текста и его варьирование.

Для импровизации поэтического текста нужно усвоить ритмическую структуру напева (обычно берется самая простая) и наметить сюжетную канву.

Таким способом младшие школьники сложили песенку «Про кота»:

Котинька-коток серенький,

Хвостик у кота беленький,

Шерстка у кота гладкая,

Когти у кота острые,

Глазки у кота зоркие .

А при пении календарной песни «Таусеньки-таусень» учащиеся решили дополнить слова главной героини «Мне коровушку доить» своими:

Мне блиночков замесить,

Мне ребятушек кормить .

Очевидно, им это было необходимо для более полного представления о содержании песни.

Знание сказок, стихотворений, повадок различных животных и птиц, наконец, просто фантазия помогают создать ту или иную игру, в которой используются самые простые элементы движения (общее движение по кругу, притопы, отдельные жесты, помогающие создать образ какого-либо действующего лица). Если дети чувствуют себя свободно, не скованно, тогда их движения приобретают пластику, становятся выразительными.

Для варьирования напева необходим достаточный интонационно-ритмический багаж. Формируется он постепенно, причем здесь важны не только сами элементы, а понимание, в каких именно комбинациях они применимы, каковы возможности их взаимозаменяемости. Кратко изложим план работы с учениками на примере песни «Ой, новое нешинованное колесо».

Первый этап - освоение поэтического текста и его ритмической структуры (чтение в ритме, выявление границ построений, повторности --обратить внимание на повтор припевных слов трехслоговой группы).

Второй этап - освоение звуковой структуры: пение звуков с названием нот, составляющих данный напев, в различной последовательности (ля, соль, фа; ля, фа, соль; фа, ля, соль), пение этих же звуков с выделением опорного тона фа.

Третий этап - соединение ритмического рисунка со звуковым материалом, ознакомление с зонами обязательного звучания и зонами вариантных замен: первые два текста строятся по принципу чередования сочетания звуков фа и ля (первая половина такта) и соль (вторая половина). В третьем такте утверждается опорный тон фа.

Четвертый этап - попытка импровизировать (педагог ограничивает количество импровизирующих в соответствии с допустимым количеством одновременно применяемых звуков - в данном случае --два).

Приводим один из возможных вариантов, полученных на практике

При импровизации музыкального текста необходимо учитывать закономерности ритмической, ладо-интонационной и фактурной организации, свойственные различным жанрам определенных песенных регионов. Это, конечно, требует большой подготовительной работы от руководителя.

Залогом правильной ориентации учителя служит вдумчивая самостоятельная работа над песенным материалом, помещенным в репертуарных и фольклорных сборниках различных регионов. Большую помощь могут оказать и специалисты-консультанты, работающие на базе методических областных центров и целого ряда учебных заведений, выпускающих специалистов народно-хорового профиля.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Особенности методики обучения детей младшего школьного возраста
В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста применяются методы упражнения, методы использования слова и методы обеспечения наглядности. Применительно к возрасту занимающихся привлечение названных методов сопряжено с некоторыми особенностями, на которые учителю следует обрати ...

Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста
сюжетный ролевой игра дошкольник Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игр ...

Особенности образования взрослых
Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи – век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь – бойся, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru