Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи

Педагогическая теория » Особенности сочинений по картине » Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи

Страница 1

Далее рассмотрим методику подготовки к написанию сочинений Л.А. Ходяковой, адаптированную под различные жанру сочинений.

Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жанре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, описания с элементами повествования и рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования, речевое произведение с естественной коммуникативной установкой типа рассказа, письма, отклика, рецензии, отзыва, статьи в газету о посещении выставки картин. sub zero appliance repair San Jose

Сочинением по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях по выставке картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия, отклик о картине), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования).

Формированию умения высказать свое отношение к предмету разговора, свое мнение о каком-либо событии, явлении, обосновать свою точку зрения способствует написание отзыва, рецензии, которые требуют активного творческого отношения к воспринимаемой зрительной или слуховой информации. Картина, являясь зрительно-смысловой опорой, служит отличным материалом для отзыва или рецензии. Чтобы придать этой работе естественный характер, можно предложить такие задачи: 1) вам поручили написать отзыв (рецензию) о выставке картин российских художников, которая проходит в вашем городе; 2) после реставрации в музее выставили картину известного художника. Напишите о ней отзыв (рецензию).

Работу над отзывом желательно начать с написания отклика на сочинение по картине соседа по парте, при этом обратить внимание на то, что в отзыве необходимо сосредоточить внимание не столько на краткой передачи содержания текста сочинения, сколько на оценке и ее мотивировке. При передаче содержания картины следует акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах художника и одновременно высказать свое отношение, аргументируя свое мнение. В качестве одного из заданий для развития письменной речи предлагается написание заметки или статьи в газету. Например, стимулом для написания заметки в школьную газету может послужить такая ситуация: из школьного музея (выставки репродукций картин) пропала (похитили) картину выдающегося русского художника. Напишите об этом заметку в газету "Русское слово", опишите картину, чтобы ее можно было найти. Можно также написать информационную заметку об экскурсии в музей или в реставрационную мастерскую. В заметке обычно пишут об одном каком-нибудь факте, например, о пропаже картины, сосредотачивая внимание на главном (описание картины, чтобы ее найти), делаются выводы, предложения (кто обнаружит картину – сообщить туда-то). Материал описанной ситуации дает возможность, кроме того, показать учащимся отличие заметки от официального объявления, написанного в другом жанре и стиле речи.

Успех работы по обучению учащихся письменной речи предопределяет система упражнений (V-VI классы)

Класс

Письменные работы

по картине

Жанр живописи

Коммуникативные

умения

V

Распространение фрагмента текста в соответствии с содержанием картины

Творческий диктант

Изложение

Сочинение- повествование

Сочинение-рассказ по заданному плану

Натюрморт

Анималистический жанр

Пейзаж с элементами жанровой картины

Бытовой жанр

Жанровая картина

Умение осмысливать объем темы высказывания. Умение описывать предмет.

Умение определять объем содержания и границы темы текста.

Умение составить сложный план

Умение подчинять свое сочинение основной мысли

Умение строить рассказ

VI

Творческий диктант с дополнительным заданием

Подробное изложение

Сочинение-описание помещения

Пейзаж

Жанровая картина

Жанровая картина с интерьером

Умение описывать природу

Умение раскрывать тему

Умение собирать и систематизировать материал к сочинению

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса
Представленные ранее неологизмы демонстрируют стремление ребёнка заменить непроизводное обозначение явления или предмета действительности производной номинацией и отразить в формальной оболочке слова основные смысловые компоненты. Вторая группа новообразований интересна тем, что ребёнок видоизменяе ...

Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, соз ...

Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности
Как уже было выявлено, общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение для воспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельности зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в процессе формирования нравственного ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru